Журнал «ЯТЬ» май 2002г.

 
 

Путешествие из Петербурга в Москву. Павел Ященков, Андрей Тажиев.

 

Инна Гинкевич, ведущая балерина Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича — Данченко, еще е детстве снималась в кино. Все началось с крохотного эпизода в знамени том фильме Эмиля Потяну «Анна Павлова». Позднее, после окончания училища, Рони Рейган — младший, сын сорокового президента США, снял о ней для CBS документальный фильм «Как стать звездой». Это был рассказ о юной выпускнице. Санкт — Петербургской академии хореографии. Фотография Рони с подписью «Я готов танцевать с вами всю ночь» хранится у нее и по сей день — теперь уже в Москве, куда несколько лет назад она переехала вместе со всей семьей. Здесь Инна воспитывает пятилетнюю дочь Аниту и продолжает уверенно завоевывать театральную столицу, появляясь то в одном, то в другом балетном спектакле.

 

Инна, а как все началось?

 

Мне очень нравилось фигурное катание, и я решила стать фигуристкой, но мой папа. человек очень рациональный, сказал, что в фигурном катании много травм: большая разница, падать на лед или на деревянный пол. И я стала заниматься балетом, сначала просто в кружке, потом бабушка водила меня во Дворец культуры, а затем в знаменитое Вагановское училище в Ленинграде.

 

Сейчас не жалеете, что не стали фигуристкой?

 

Я люблю смотреть по телевизору фигурное катание, но считаю, что балет дает больше возможностей для раскрытия внутренних талантов. Ведь срок работы в балете более длительный, чем у фигуристов. А настоящее мастерство приходит после 30 лет, когда и физическое состояние, и состояние души, разума где — то пропорционально. Балет, сейчас я это понимаю, очень красивый вид искусства. У фигуристов серьезная техника нередко осуществляется за счет невысокого роста и коротковатых ног. Тогда человек мобильнее. В балете такое тоже возможно: невысокого роста танцовщик способен сделать более сложные трюки, чем тот у кого длинные ноги. Но на сцене гораздо эстетичнее смотрятся именно длинноногие, красивые, пропорциональные танцовщики.

 

Но ведь все зависит от эстетики времени.

 

Это верно. Раньше и балерины были пухленькими, невысокими, с коротковатыми ногами. Сейчас противоположная эстетика. Время диктует свои вкусы, и я продукт другой эстетики. Не могу смотреть на некрасивых балерин на сцене. Для меня балет — это прежде всего красота и профессионализм, чего сегодня не так уж много. Есть либо красивое, либо профессиональное. А чтобы все вместе — это считанные единицы, которые ценятся на вес золота не только у нас , но и всем мире.

 

После окончания училища вас пригласили работать в Мариинский театр?

 

Да. Но еще до этого был разговор о работе у Григоровича. Поэтому я выбрала Москву. Москва мне с детства нравилась, несмотря на то, что я коренная ленинградка. В Москву меня всегда тянуло. Я подумала, а почему бы не поработать в Большом театре, ведь в Ленинград я всегда смогу вернуться. Так я оказалась в «Григорович — балете». Мы были востребованными. Много гастролей, фантастический репертуар, которому и сегодня нет равны «. Григорович — номер один, таких гениальных балетмейстеров больше нет. Есть еще Дмитрий Брянцев и Борис Эйфман, но они работают совсем в другом ключе и гораздо моложе Григоровича. Эйфман, кстати, тоже звал меня к себе в труппу на положение ведущей солистки. Конечно, я жалею, что никогда не пересекалась с ним в работе, потому что Эйфман очень интересный человек, он — личность. А с Дмитрием Брянцевым я много и интересно работаю сейчас.

 

Вы помните свой первый выход на сцену, первый спектакль?

 

Первая крупная роль — Маша в «Щелкунчике» Кировского (ныне Мариинского) театра. Выпускной спектакль. Несмотря на то что я волновалась, это был один из тех случаев, когда я была уверена на 100%, что все будет замечательно… Из волнительных моментов помню концерт училища в Кировском театре. Там все были со второго и третьего курса, одна я из 5 — го класса. Самая маленькая. Танцевала серьезную вариацию из «Пахиты», и для меня это было очень ответственно. С испугу накрутила в конце три пируэта. Еще у меня была очень красивая пачка, белая с зеленым бархатом. Мой педагог — легендарная Инна Борисовна Зубковская всегда обращала внимание, как балерина выглядит на сцене и в жизни. Часто говорила, что женщина должна следить за собой и рекомендовала нам и в классе быть подкрашенными. Она повторяла: «Неужели вам интересно смотреть на себя в зеркало на таких зеленых, с бесцветными глазами?» В Московском училище такие вещи строго воспрещены. Специально проверяют салфеткой, есть ли тушь на ресницах или пудра на лице. Зубковская очень большое внимание уделяла костюму, тому, как смотрится прическа, грим. Она говорила, что самое главное — как балерина появляется на сцене, как себя подает. Потому что если ты вышла как балерина, тебя и воспринимают как балерину, а не просто как танцовщицу, которая выбежала и приготовилась что — то станцевать. Вообще, я часто вспоминаю своих педагогов. Когда после училища я пришла в Кировский театр, меня учили заново. Раскрывали секреты, которым обучают только в театре. Я репетировала с Н. Большаковой и В. Гуляевым. Они, серьезные мастера многое объяснили и показали.

 

Внешний вид, грим, костюм — это действительно важно.

 

Очень. Я бы сказала, грим и костюм — это 50% успеха. У нас не всегда, к сожалению, находятся эстеты, которые понимают, как человек танцует. Большинство, по пословице, встречает по одежке, а провожает по танцу. В прическе, гриме проявляется вкус самой балерины. А костюм бывает строго установленный. Для данного спектакля именно этот. И неважно, что тебе что — то не идет. Ты обязана выходить в нем. Костюм обязан соответствовать стилю эпохи этого балета.

 

А вы падали на сцене?

 

Случалось. Падала в тот момент, когда уверена что не упаду, рядом со мной стоял партнер, который должен был меня держать. Во время исполнения адажио у меня поскользнулась нога, партнеру нужно было просто поддержать, ведь на протяжении всего адажио он не должен выпускать меня из рук. Чувствую, что рук нет, и плашмя падаю у его ног. А он стоит и сверху на меня смотрит… Вообще, у многих что — то не получается. Люди не машины, они не могут постоянно танцевать, как заведенные, без ошибок. Конечно, потом очень переживаешь.

 

Значит, многое зависит от партнера?

 

В партнере, как и в жизни главное — надежность. Некоторые считают, что балерина должна все делать сама. Да , она должна все делать сама. Но есть и такие, которые свои 50 с лишним кило грамм на партнера повесят — таскай ее! Вот у ребят спины и «срываются».

 

А если партнер затмевает свою даму?

 

Когда танцуют два ведущих солиста, никто не мешает тебе быть лучше партнера. Если ты сама серая и на твоем фоне партнер становится звездой номер один, значит, ты не дотягиваешь. Кто может затмить Сильви Гиллем? Да никто!

 

Профессия танцовщицы предполагает конкуренцию с другими балеринами за место под солнцем.

 

Этот вопрос давно решается не на уровне балерин, а на уровне руководства. Балерина, которой симпатизирует руководство, в этой борьбе выходит победителем. Бытует мнение, что если талантливый человек пришел а театр, его тут же взяли, поставили на первую партию, и о нем все заговорили. Это неправда. Понятие протекции, к сожалению, существовало, существует и будет существовать. Часто пытаются создать мыльный пузырь. Человек из себя ничего не представляет, а его начинают возносить. Получатся нечто. И когда это нечто выходит на сцену, ползала сидит и ужасается! Истинный же талант настолько ранимый и тонко чувствующий индивидуум, что без поддержки скорее исчезнет или сопьется. Театр — это диктатура. Балет — субъективное искусство. Тут можно сказать на белое, что это черное, и наоборот. Все зависит от отношений с людьми. Если они у тебя плохие мажешь смело уходить из театра, потому что вряд ли докажешь, чего ты стоишь. Поставят на ведущую партию балерину с кривыми ногами и будут говорить — это гениально!

 

Это правда, что балерины так завидуют друг другу, что порой стараются всячески навредить сопернице?

 

Я не верю, что маститые балерины станут этим заниматься, они скорее не будут здороваться или скажут вслух чего — нибудь неприятное. А в училище. когда дети маленькие, то — да, дают волю эмоциям. У меня такое было. На вечер Н. М. Дудинской К. М. Сергеев выбрал меня на роль маленькой Наташи Дудинской. Это было очень почетно, с большой перспективой и вызвало большую зависть у девочек, которые со мной учились. Однажды я обнаружила в своей туфле бритву. Она была вставлена так подло, прямо на ребро, в жесткую пятку. что если бы вставила ногу, у меня срезало бы полпятки! Иногда находила в полотенце для лица или в купальнике вставленные иголки.

 

Это в знаменитом Вагановском училище?

 

Это во всех балетных училищах, просто не все будут об этом рассказывать.

 

Вы помните какие — нибудь смешные случаи на спектаклях?

 

Однажды у нас дирижер так увлекся, что у него палочка улетела на сцену. И он продолжал дирижировать руками. Все артисты и зрители еле сдерживали смех. Есть дирижеры, которые приходят на репетиции, смотрят, а потом уже на спектакле играют совершенно противоположное тому , что делаешь ты. Если, например, ты танцуешь медленно, он играет быстро или наоборот. Спрашивается, зачем он ходил на репетицию? Правда, бывает, дирижер просто не может сдвинуть оркестр, особенно когда за границей оркестр собирается из местных музыкантов. Оркестр не идет за ним. Он хочет быстрее, а не получается. Иногда, перед самым началом дирижер подходит и спрашивает, какие будут пожелания? «Во второй части сделайте, пожалуйста, помедленнее». Он либо настолько медленнее делает весь танец что его невозможно исполнять, либо наоборот играет в два раза быстрее. С дирижерами всегда непредсказуемо. Был потрясающий дирижер в Кировском театре — Федотов. Его ругали за то, что он в ущерб музыкальному произведению делал более длинные паузы, чтобы показать танцовщицу, поддержать ее апломб, когда она стоит в позе. Его упрекали: «Ты дирижируешь под балет!» Но когда приходит зритель на спектакль, он хочет смотреть балет, а не слушать симфоническую музыку. Если ему нужна только музыка, он пойдет в консерваторию.

 

Что важнее в спектакле, техника или вдохновение?

 

Техника, конечно, должна быть обязательно на хорошем уровне, чтобы донести до зрителя душу, эмоции. Как бы эмоционально ни выплескивала себя танцовщица, если у нее еле поднимается нога и она с одышкой уже после первой части вариации, такая самоотдача никому не нужна! Есть дирижеры, у которых очень хорошая фактура, они эмоциональны, но… умирают на сцене. Такое ощущение, что танцует бабушка, которая уже давно на пенсии!

 

А бывает, что нет в душе полета?

 

Спектакли идут часто и все время быть в прекрасной форме нельзя. Сегодня тебе танцевать, а у тебя квартиру затопило, или ребенок заболел, или еще какие проблемы. Настроение отвратительное. Но в том — то и заключается профессионализм, чтобы себя зажать, откинуть отрицательные эмоции. Ты на сцена, и надо жить именно этим. У меня, когда я выхожу на сцену и начинаю играть, невольно повышается настроение.

 

Туфли балетные сами себе штопаете?

 

Некоторые балерины, у которых проблемная стопа, нет подъема, уделяют большое внимание балетным туфлям. Они их обшивают, делают пятку и другие ухищрения, чтобы нога выглядела аккуратнее. У меня с детства не было никаких проблем со стопой, поэтому я могу надеть новые туфли, пришить к ним тесемки, и выйти в них на сцену. Все, конечно, удивляются, говорят, как ты можешь танцевать в новых, неразмятых туфлях  Единственный минус, что они стучат.

 

Как вы относитесь к клакерам?

 

Спокойно. Во — первых среди них почти 100% профессионалов которые разбираются в балете. Мало кто знает, но если клакера попросить поддержать человека, который ему не нравится, он этого делать не будет. У них свои принципы, они могут бескорыстно приходить на каждый спектакль любимого артиста и поддерживать его. Это балетная элита. Без них зал был бы скучным.

 

Вы ходите на дискотеку или танцев хватает на сцене?

 

Я обожаю дискотеки, но высокопрофессиональные, с хорошим дизайном и отличной музыкой. Это всегда волновало мое руководство. Они не понимали, как после тяжелого спектакля можно пойти на дискотеку! Да очень просто. После спектакля ты находишься в возбужденном состоянии, долго не можешь заснуть. А на дискотеке расслабляешься, и эмоции постепенно уходят.

 

Вы любите украшения, золото?

 

Это моя слабость. Из всех камней я предпочитаю бриллианты и сапфиры. Не люблю изумруды. Люблю старинные украшения.

 

А на сцене их носите? Говорят, Кшесинская выходила на сцену в бриллиантах размером с куриное яйцо.

 

Я уже теряла бриллианты на сцене, поэтому предпочитаю дорогую японскую бижутерию. В бриллиантах танцевать больше не риску . Вообще, украшения повышают настроение. Они вдохновляют.

 

Вы что — нибудь коллекционируете?

 

Бриллианты. Очень люблю антиквариат, потому что в детстве росла в Петербурге, и родители тоже этим увлекались. Сейчас в новой квартире я сделала антикварную гостиную.

 

Любите читать?

 

Когда есть время, стараюсь читать. Меня не интересуют любовные романы, детективы. Я читаю теософскую и космологическую литературу. От этих книг меняется мироощущение. Воспринимаешь все философски. А это очень помогает в профессии. А. Волынский считал саму форму танца каким — то прорывом к трансцендентальным мирам. Я тоже так считаю. Например, шаманы использовали танец, чтобы войти в состояние транса. Если человек занимается пластикой движения, его сознание соответствует определенному уровню. Он, наверное, многое что может. Я и сама пробовала медитировать, но это лучше все — таки делать с учителем.

 

Кто вас этим заинтересовал?

 

Отец. Он очень интересный человек, закончил академию художеств в Петербурге. Он художник, архитектор, дизайнер, занимался реконструкцией Кижей, Валаама и достаточно известен. Он и меня учил рисовать акварелью, с натуры, расписывать батики. Если б я стала заниматься чем — то в этой области, то стала бы работать с фарфором.

 

Ваш любимый цвет?

 

У меня любовь к цветам меняется в зависимости от периода жизни. В период развода любимый цвет был красный. А в период влюбленности — бежевый. Как любила, так и люблю черный. Хотя считается, что человек, одетый во все черное, защищает себя от влияния извне.

 

А кроме балета вы еще чем — нибудь еще занимаетесь?

 

Люблю стрелять. Люблю рыбалку. Мы иногда вместе с мужем ездим. Ловлю карпов — по 8 кг одна рыбина!

 

Действительно ли балерины мало едят?

 

О нет! Балерины едят очень много. Правда, приходится есть одни раз в день. Просто не успеваешь. А перед спектаклем вообще есть нежелательно… Не знаю, может быть, некоторые балерины и сидят на диете.

 

А готовить любите?

 

Всегда готовлю сама. Причем такие блюда, которые никто не делает. Получается что — то экзотическое и вкусное. Всем нравится.

 

Вы удачливый человек?

 

Все, что в моей жизни происходило, мне не доставалось просто так, на блюдечке с голубой каемочкой. Ко всему приходилось прикладывать усилия. У меня есть друзья, про которых я могу сказать, что они удачливые. Они идут в казино и все время выигрывают. Причем много раз подряд. Или им достаются какие — то вещи совершенно без труда. У меня не так.

 

Вас что — нибудь пугает в современной жизни?

 

Ничто. Я ко многому готова.

 

Не устали от балета?

 

Нет. Мне нравится процесс танца. Люблю ходить смотреть на звезд, когда это что — то супер экстраординарное. А на каждодневные спектакли с рядовыми артистами, о которых я знаю, что больше они ничего выдать не могут, мне смотреть не интересно. Люблю танцевать сама.

 

Можете ли вы сказать, что балет создал Вас как личность?

 

Да. Я думаю, да.