Очень хотела бы открыть специализированное отделение фигурного катания.

7-9 марта Портал «Спорт Изнутри» посвящает россиянкам — замечательным спортсменкам, легендам мирового спорта и юным звездочкам, а также женщинам -руководителям, активно способствующим сохранению и приумножению победных традиции спортивной России. Сегодняшняя собеседница главного редактора Портала «Спорт Изнутри» Алексея Зубакова – Инна Гинкевич — очень неординарный человек с  огромным творческим потенциалом. И говорим так не потому, что знаем все ее должности, а исключительно по итогам нашей беседы. Затронули самые разнообразные виды спорта — от фигурного катания и художественной гимнастики — до единоборств. Интервью получилось обстоятельным, но в то же время свободным и интересным. Итак, знакомьтесь — Инна Владимировна Гинкевич — заслуженная артистка России, главный хореограф Москомспорта, советник руководителя Москомспорта по развитию хореографического искусства, директор ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 25» Москомспорта.

— Инна Владимировна, расскажите немного о себе и о том, как вы оказались на посту главного хореографа Москомспорта.

— В моей жизни все происходит достаточно интересно. Я была прима-балериной театра имени Станиславского и не планировала заканчивать карьеру. Мне пришлось сделать это в связи с назначением на должность художественного руководителя Игоря Анатольевича Зеленского. С его приходом труппа стала рассыпаться. Стали возникать конфликтные ситуации, появилось неуважение к артистам. К тому же, он убивал репертуар театра, который являлся его лицом. В результате я поняла, что не смогу работать в таких условиях. Когда возник вопрос о продлении контракта, я ответила Владимиру Георгиевичу Урину, ныне генеральному директору Большого театра, что продлю его еще на год и уйду. Я не могу не отвечать на хамство. Это был не тот случай, когда можно промолчать. Так ушла я, а за мной 47 человек, в том числе, ведущих солистов, тех, кто составлял костяк труппы.
После этого мне поступило приглашение от Алексея Олеговича Воробьева в Москомспорт, ныне Департамент спорта и туризма города Москвы. Мне предложили стать главным хореографом Москомспорта. Это было 4 года назад. И я сразу стала советником руководителя по вопросам хореографии. Как ни покажется вам странным, но в спорте очень много хореографии, он тесно связан с культурой.

— Насколько хорошо сейчас развита хореографическая подготовка у спортсменов? Что можете сказать о сложившейся ситуации? 
— Когда я пришла в спорт, я первым делом стала объезжать все школы, где представлены сложно-координационные виды спорта. И я поняла, что, к сожалению, уровень хореографической подготовки не соответствует спорту высоких достижений. То есть, когда ребенок на определенном этапе переходит к хорошему тренеру, тренер начинает исправлять пробелы и переучивать ребенка. А переучить гораздо сложнее, чем научить сначала.
Любой тренер начальной подготовки по художественной гимнастике, синхронному плаванию, фигурному катанию, акробатике, спортивной гимнастике, прыжкам на батуте, прыжкам в воду должен знать основы хореографии. Хороший пример: фильм «Механик» с Джейсоном Стэйтемом. Его герой – член национальной сборной по прыжкам в воду. И когда он падает в воду, он тянет подъем (стопы). Это признак хорошей школы.

— Как можно объяснить такую непростую ситуацию с хореографами?
— Я поняла, что база образования у тренеров и хореографов очень плохая. Те, у кого были дипломы хореографических училищ, были все-таки хорошими профессионалами. Но зачастую я все-таки видела людей, имеющих дипломы с другими, так сказать, аббревиатурами, которые не могли рассказать мне, что такое «батман тандю» (выставление ноги вперед, в сторону, назад на носок и т.д.), хотя они обязаны это знать. Всего есть 9 классических упражнений, из которых строятся все основные комбинации. Их может выучить, грубо говоря, дилетант, что уж говорить о человеке, который работает в спорте с детьми.

Тогда решила написать свою первую книгу — «Методика организации и проведения занятий по формированию школы движений на начальном этапе спортивной подготовки в сложно-координационных видах спорта». Мне пришлось с рисуночками, примитивно расписывать ОФП и какие-то банальные вещи для исправления сутулости, наработки подъема.
На следующий год я написала вторую книгу, затем третью «Методика проведения занятий с усложненными элементами по формированию школы движений на тренировочном этапе в сложно-координационных видах спорта». Там тоже было очень много ОФП и даже упражнений, необходимых даже в акробатическом рок-н-ролле. Следующая часть «Сложные упражнения на середине», тоже с усложненными элементами. В скором времени в свет выйдет еще две книги, «Маленькие прыжки» и «Большие прыжки». То есть, заключительный этап, это конец 2017 года, когда будет готова 6-я книга. Еще я хочу выпустить двухтомник – пособие для тренеров и хореографов, работающих в спорте. Но эта книжка будет помогать также и педагогам хореографических училищ.
Мне приятно, что я оставила некое наследие в виде своих книг, которые принадлежат только Москомспорту.
За последнее время в спорт пришло столько звезд балета! Пришла я и привела за собой столько заслуженных, народных, просто потрясающих специалистов, которые ни за что не перешли бы в спорт, если бы я не создала им условия, не увлекла работой. Они бы уехали за границу или преподавали в школах классической хореографии, но никто бы не пошел в спорт. Я с гордостью могу сказать, что это мое достижение. Мы настолько подняли уровень, что все кругом удивляются, что такие артисты работают в департаменте спорта, а не культуры.

 

— В фигурном катании сейчас большие успехи делает группа Этери Тутберидзе, которая делает большой упор на хореографии не только на льду, но и в зале. 
— Для меня визит на каток к Этери был сродни глотку кислорода. Мой низкий поклон ей. Она супер профессионал. Я преклоняюсь перед ней. Иногда я приходила в школы по художественной гимнастике, и было такое, что директор, который даже не имеет никакого отношения к спорту, говорил мне, что хореография не нужна, а рядом стояли перекошенные сутулые дети…

— Что вы можете сказать о ситуации в танцах на льду в фигурном катании?
— У нас есть потрясающие хореографы, такие, как Илья Авербух. Но танцы на льду – это большая политика. Везде есть свои нюансы. Кроме того, танцы на льду – очень субъективный вид спорта, как и балет. Это проблематично.

— Но получается, что в этой дисциплине фигурного катания все хореографы – фигуристы?
— Ну почему же? Сейчас со Светланой Ляпиной, например, работает Елена Борисова, которая потрясающе ставит программы. Когда я пришла и посмотрела прокаты ее спортсменов, в том числе Софьи Полищук и Александра Вахнова, я увидела самое главное — дуэт. У воспитанников Ляпиной есть красивые линии, есть страсть – это выделяет их. Я всегда привожу в пример Максима Маринина. С ним запросто можно пойти танцевать на сцену Большого театра, настолько у него грамотны и красивы все движения. Раньше старое поколение тренеров, тот же Станислав Жук, всегда настаивали на классических балетных классах. И не было никаких выдумок о том, что вот это нужно для фигурного катания, а вот это — для художественной гимнастики.

— Почему же классическая хореографическая подготовка так важна для спортсменов?
— Очень много в фигурном катании и художественной гимнастике мы видим программ, поставленных для различных турниров. Все они должны быть отработаны в балетном зале, с руками, головой, корпусом. Конечно, хореограф нужен и на паркете, и на льду, и на ковре. Но программа должна быть отработана.
Да и координация закладывается в хореографии. Если говорить о различных единоборствах, то, например, пластичному спортсмену легче увернуться от ударов. Да и в любом виде спора смотреть на не зажатого спортсмена с прямой спиной и расправленными плечами гораздо приятнее.

— Чем отличается артист балета от спортсмена? 
— Артист балета находится в состоянии Олимпиады всю жизнь. У нас в спектакле палитра. Мы не готовим одну программу год, как в художественной гимнастике или фигурном катании. У нас множество партий. Это очень большой объем. Более того, всегда приходится держать себя на пике формы и при этом быть полным сил, без травм, выкладываться эмоционально. Сейчас и спорт приближается к шоу, а это влечет за собой потребность в сюжете и хореографии.

В сентябре открывается «Академия льда» и мне предложили сделать там хореографическую студию для детей и взрослых. Там будет то, чего нет в Москве: отработка программ. Туда смогут приходить и фигуристы, и художественные гимнастки, и отрабатывать свои программы с профессионалами.
Очень хотела бы открыть специализированное отделение фигурного катания. Я уверена, все тренеры и спортсмены были бы довольны и показывали хороший результат, так как я создала бы все максимально возможные условия для подготовки.

 

 

 

— Чем вы занимаетесь на данный момент? Какие ближайшие планы? 
— Сейчас я являюсь директором «Спортивной школы олимпийского резерва №25» Москомспорта. Будем делать большой акцент на развитии акробатического рок-н-ролла. Это очень интересный вид спорта, который приносит удовольствие. Он замечателен тем, что в него можно пойти в любом возрасте. Это большая прелесть. Но я вижу определенный пробел в хореографии, так как для нас это довольно-таки молодой вид спорта. Сейчас я занимаюсь с командой Вероники Кузнецовой «Formation», которая состоит из 12 девочек. Объясняю им законы кордебалета: куда смотреть, чтобы была ровная линия, как сделать так, чтобы все было синхронно. Это очень интересная работа.
Мне очень приятно, что сейчас наша школа преобразилась, что про нас заговорили. Я не жалею денег на спортсменов: на костюмы, на условия для тренеров и хореографов. У нас школа олимпийского резерва, спорт высоких достижений. Моя задача, чтобы наши ученики приносили, как можно больше побед. Мы привлекаем хороших специалистов, высокопрофессиональных тренеров.

Обращаем внимание и на такие виды спорта, как дзюдо, самбо, каратэ. Также мы развиваем айкидо, пригласили тренеров-преподавателей Евгения Владимировича Малышева и Алексея Валерьевича Легчилина, очень известных и уважаемых в этом виде единоборства специалистов.

Сделано много, планов еще больше. Нужно только много здоровья и сил. И, конечно, чтобы друзья и близкие люди помогали. Без поддержки очень сложно. Даже простой дружеский совет порой очень важен.