Вверх по лестнице высоких достижений

​Сегодня понятие «московская школа» имеет расширенное содержание, включающее школу искусств и спортивную школу. Реалия доступности государственных услуг теперь такова, что сняты межведомственные барьеры разных департаментов, каждой семье доступны все возможности для получения образования и развития способностей детей в области наук, искусств и спорта. Открытое социокультурное пространство города обеспечивает доступность государственных услуг, отвечающих разнообразным целевым запросам и интересам для решения сверхзадачи — обеспечения высокого качества жизни в современном многомиллионном мегаполисе.Есть в столице 67 спортивных школ, подведомственных Департаменту спорта и туризма города Москвы. Среди них — 39 спортивных школ олимпийского резерва. У них особая миссия — воспитывать детей в мотивации к высоким достижениям в спорте в процессе спортивной подготовки. Именно так педагогически четко сформулирована современная концепция формирования олимпийского резерва директором спортивной школы олимпийского резерва №25 Инной Гинкевич. Профессиональный мотивационный подход разрушает стереотипы дифференциации спортивных способностей, жесткого отбора и конкуренции. Именно воспитание мотивации к высоким достижениям в спорте — вот ключевой подход спортивной школы, которую возглавляет… прима-балерина. Это не оговорка. Это не ошибка. Это новый аспект современного образования Москвы: талантливая выпускница хореографического училища — Академии имени А.Я.Вагановой и ГИТИСа-РАТИ, балерина Большого театра России, Музыкального театра имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, заслуженная артистка России Инна Владимировна Гинкевич работает директором спортивной школы.

Это единственный и уникальный прецедент в отечественной и мировой практике управления в образовании — балерина руководит московской спортивной школой олимпийского резерва! Наряду с этим Инна Владимировна является советником руководителя Департамента спорта и туризма по развитию хореографического искусства в городе Москве, главным хореографом Департамента спорта и туризма, начальником отдела хореографии ГБУ ФСО «Юность Москвы» Москомспорта. По сути, в настоящее время Инна Гинкевич — прима хореографии в сфере спорта Москвы. «Прима, потому и директор», — может сказать ленивый обыватель у телевизора, не стоявший ежедневно по 8 часов у станка в балетном классе, не приученный к постоянному труду и дисциплине с детства, никогда не крутивший 32 фуэте. Прима — это талант, помноженный на труд, упорство, цели высоких достижений. Примой управляет слово «надо», в ее активе нет слов «не хочу», «не буду», «не умею». Прима означает наличие волевого характера, виртуозное умение принимать парадоксальные решения, держать удар, выполнять задачи вопреки обстоятельствам. Прима — это колоссальный труд с легкой улыбкой на лице. Когда входишь в спортивную школу олимпийского резерва №25, поражают прозрачная чистота и опрятность в здании, пространство красивых спортивных залов, деловая строгость персонала, какая-то общая нацеленность на общее дело. Художественная гимнастика, дзюдо, самбо, карате, акробатический рок-н-ролл — вот те виды спорта, в процессе спортивной подготовки по которым воспитывается олимпийский резерв. Инна Владимировна руководит спортшколой всего два года, но динамика стремительного развития и обновления уже налицо. Об этом говорят прежде всего цифры: контингент детей вырос почти в два раза — с 700 человек в 2015 году до 1700 в настоящее время. Тщательная и внимательная работа с родителями, семьями, изучение целевого запроса дали свои результаты. Наряду с ключевыми спортивными направлениями олимпийских видов спорта появились сопутствующие. Целенаправленно выстраивается внутренняя сетевая модель развития мотивации обучающихся, обеспечивая возможность перехода из групп разного уровня спортивной подготовки с учетом физических данных детей. При этом активно работают бюджетные и внебюджетные группы. Работа с детьми здесь столь нежная и заботливая, что однажды пришедший сюда ребенок уже не покидает школу до ее завершения, потому что созданная система обеспечивает каждому свою траекторию спортивной подготовки — от спорта как средства воспитания здоровой личности до высоких профессиональных результатов в видах спорта. Конечно, цель спортивной школы олимпийского резерва — спорт высоких достижений. Но результат этой работы медленный, отсроченный во времени, который даст свои плоды чуть позже, через пять-шесть лет интенсивных тренировок, перехода от одного уровня к другому, от кандидата в мастера спорта к мастеру спорта, через труд, пот и слезы. Но все дети, которые попадают в прекрасные тренерские руки, обязательно проходят великолепную школу формирования личности, нацеленной на развитие, устойчивой к вредным привычкам. Почему? Потому что здесь общая норма отношений — труд, дисциплина, воля, уважение, самоотдача.

Эти ценности разделяет весь профессиональный тренерский состав: тренеры по художественной гимнастике Ирина Аносова, Любовь Парадиева, Валентина Абушаева, Маргарита Большакова, Мария Токарева, Елена Лаврентьева, Ангелина Щербакова, Любовь Ефимова, Вероника Нетужилина; тренеры по акробатическому рок-н-роллу Елена Ананьева, Вероника Кузнецова, Ольга Зайдулина, Виталий Григоревский, Максим Берлибо, Елена Тимощенкова, Денис Пахомов; тренеры по дзюдо Инна Копылова, Людмила Зорова, Дмитрий Гвоздков, Константин Тарасенко, Светлана Ерёгина, Людмила Паризян, Ирина Крупица, Елена Норицина; тренеры по самбо Андрей Коновалов, Валерий Тиханков, Татьяна Воржева, Ильдус Габдулхаков и многие другие. Особая гордость этой школы — профессиональные хореографы — заслуженные артистки РФ Анастасия Першенкова и Кадрия Амирова, а также Елена Тихонова, Оксана и Ирина Выскубовы, Алексей Бренёв и другие. Несмотря на удаленную в будущее перспективу олимпийских побед, ежедневно и ежегодно происходит мотивационное накопление высоких достижений. Но путь этот непрост и стремится вверх по лестнице упорства и тренировок, маленьких побед и поражений, выработки чувства локтя и коллективизма, корпоративной гордости за успехи школы. Надо сказать, что грамотно и гибко умеет Инна Владимировна Гинкевич выстраивать мотивационную линию для всей школы — и для детей, и для родителей, и для педагогов-тренеров. У нее к себе высокие премьерские требования, и всем она задает высокие требования. Темпы спортивной жизни и работы школы олимпийского резерва высоки. Появилась традиция публичных трансляций лучшего опыта, поощрения, поддержки в достижении результатов. Дважды в учебном году Инна Гинкевич проводит грандиозные праздники спорта, искусства и творчества, где по итогам проведенных соревнований проходят гала-концерт участников и победителей, церемония награждения, привлекаются известные звезды. Для чего это? Это работает система восхождения по ступеням роста, придуманная Гинкевич, она режиссирует ситуацию успеха для каждого ребенка, красиво обрамляет вехи жизни коллектива, родители получают позитивный заряд педагогической поддержки. Такие праздники объединяют и укрепляют уверенность в будущих достижениях. Надо отметить, что особенно это ценно для детей из социально незащищенных и малообеспеченных семей, многодетных или таких, где ребенка воспитывает одна мама. Для таких детей спорт становится семьей.

Школа обеспечивает возможность занятий для таких детей, поскольку работает внутренний управленческий механизм квотирования, на 1 тренера — 4-6 детей, которые не могут оплачивать свои занятия во внебюджетных группах. Коллективу школы архиважно, чтобы такие дети были в спорте, а не на улице. И именно в условиях мотивации на спорт высоких достижений дети тренируются, выстраивая собственные горизонты достижений. Победить самого себя, свою лень и косность — это уже победа! Олимпийские победы куются не только профессиональными спортсменами, но и профессиональными болельщиками, которые должны выйти из культуры спорта. Вот такая школа олимпийского резерва под руководством прима-балерины. Сама Инна Владимировна — заразительный образец самоотверженной трудоспособности и целеустремленности. Она в сфере спорта Москвы в целом шесть лет, но ей удалось осуществить невозможное — ребрендинг хореографической подготовки в сложно-координационных видах спорта. Профессиональное владение техникой искусства балета Инной Гинкевич, постижение хореографической культуры через многолетний творческий артистический опыт позволили ей разработать собственную уникальную методику «Школа движений». Четыре года Инна Владимировна внедряла эту методику на курсах повышения квалификации в Учебно-спортивном центре Москомспорта, обучив около 500 тренеров и хореографов. За это время она написала и опубликовала четыре книги по методике проведения занятий с усложненными элементами по формированию «Школы движений» в сложно-координационных видах спорта на всех этапах подготовки. Ее мастер-классы были нарасхват, причем хореографические методики, как оказалось, очень востребованы в сложно-координационных видах спорта — художественной гимнастике, спортивной гимнастике, фигурном катании, синхронном плавании, фристайле, дзюдо, футболе. Ее методическое ноу-хау, включающее систему упражнений «Школы движений» в поэтапном, ступенчатом погружении и использования в практике начало давать результаты.

Это опять к ее мотивационной системе ступенчатого роста, ведь высокие результаты и спортивные рекорды детей отсрочены во времени, а педагоги и тренеры, не имеющие глубокой, фундаментальной хореографической подготовки, должны заниматься методикой пролонгированно, поднимаясь от простого к сложному, все время обновляя свои компетенции в усложнении элементов хореографической подготовки. Невозможно взять сложную комбинацию, не освоив предшествующую, простую! Невозможно заставить работать эту методическую систему, если не включился механизм мышечной памяти самого тренера. Только тогда хореографическая методическая зоркость тренера включается, когда у него самого сформировано верное представление о правильной постановке рук, выворотности ног, натренированности мышц голеностопа. К сожалению, не взять всей методологии фуэте руководству курсов повышения квалификации Учебно-спортивного центра Москомспорта, скованного рамками простых нормативов. Закономерно, что методическая программа повышения квалификации, основанная на специфике использования «Школы движений» в процессе подготовки спортсменов в сложно-координационных видах спорта, разработанная Инной Гинкевич, нашла свое продолжение в Международной академии спорта под руководством Ирины Винер, а в новом учебном году ее можно найти на портале ДПО Москвы. Теперь не только тренеры, но и учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, хореографы смогут получить уникальную методику хореографической подготовки в спорте. Инна Владимировна завершает еще две книги с методикой, которые вскоре будут опубликованы и доступны. А она сама продолжает учиться. Имея три высших образования, продолжает учиться на управленческой программе в РАНХиГС, пишет диссертацию по своей методике, ставит новые цели и упорно к ним идет. Идет сама и ведет свой коллектив. Ни много ни мало, а в общей сумме около двух тысяч человек. Это и дети, и родители, и педагоги, и поклонники не только ее таланта, но и методики воспитания талантов. Вот только путь этот очень не прост, а даже очень сложен. Нужно долго и упорно идти по лестнице, ведущей вверх, к высоким достижениям в спорте, искусстве, творчестве!