Портал ЯМОСКВА: «У каждого человека есть предназначение»

 
Инна Гинкевич: «У каждого человека есть предназначение»
2018-й год в России посвящен российскому балету и 200-летию со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа. По всей стране проходит множество мероприятий, приуроченных к этой дате. Но, к сожалению, далеко не все задумываются о том, что именно балет и основы классической хореографии находятся в прямой и неразрывной взаимосвязи со многими видами спорта, а для некоторых дисциплин являются основополагающим фундаментом, на котором выстраивается техника выполнения многих базовых элементов спортивных упражнений. Это не только понимает, но и придает особое значение Инна Владимировна Гинкевич — Заслуженная артистка России, балерина, Главный хореограф Москомспорта. Советник руководителя департамента спорта и туризма г.Москвы по вопросам хореографии. Директор ГБУ «Спортивная школа олимпийского резерва № 25» Москомспорта.

В её профессиональной биографии огромный и разноплановый классический репертуар в Большом театре -Студия Ю.Н Григоровича, Мариинском театре, Московском Академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Приморской сцене Мариинского театра г. Владивостока и других лучших сценах мира, где она побывала с гастролями.

Инна Владимировна – тот человек, который всегда стремится сделать достоянием многих те знания, которыми она обладает. После завершения активной балетной карьеры, она стала главным координатором по хореографической подготовке в учреждениях спортивной подготовки Департамента спорта и туризма г. Москвы, и сегодня не просто профессионально управляет вверенным ей направлением, но и внедряет инновации в технологии и методики преподавания, разрабатывает новые учебно-методические пособия, проводит многочисленные мастер-классы.

В рамках этого интервью Инна Гинкевич рассказала об административной и педагогической работе, которая насыщена многочисленными решениями задач стоящих в этом непростом деле.

После завершения танцевальной карьеры Вы приняли предложение о работе в Департаменте спорта и туризма г.Москвы. Довольно неожиданный и рискованный шаг, ведь во многом пришлось с нуля выстраивать целую систему…

После завершения активной балетной карьеры меня пригласили на должность главного хореографа «Москомспорта», где в тот момент возникла необходимость в таком специалисте. Я, с радостью, приняла это предложение и стала работать. Вы говорите, что пришлось с нуля выстраивать целую систему. Это не совсем так: система была оптимальная до 80-х годов, только потом она стала куда- то исчезать, ей перестали уделять должное внимание и, по понятным причинам, она дала сбой. Многие специалисты, суммируя зарплату, стали считать, что тренер может работать без хореографа, совмещая две эти профессии, но при этом без наличия соответствующего специального хореографического образования. Специалисты- хореографы перестали приходить в спорт — за редким исключением тех, кто работает с звездными, топовыми тренерами. И образовался некий хореографический пробел лет так в 20. Раньше с хореографией в спортивной подготовке было хорошо. Как пример, приведу великого тренера по фигурному катанию С. А. Жука, у которого любой из его учеников (И.Роднина, А.Зайцев, Е.Гордеева, Е.Водорезова и др.) знал и мог сделать полный балетный класс, включая большие прыжки вместе с артистами Большого театра. Та же ситуация была и в художественной гимнастике. Сегодня обсуждая возникшие проблемы в хореографии, я много разговариваю на эту тему с нашими спортсменками, многократными чемпионками по художественной гимнастике — Ю.Барсуковой, О.Капрановой, Т.Горбуновой, В. Сессиной и др. и получаю один ответ: «Мы на хореографии выросли, мы знаем и можем показать любое движение».

Мы говорим о том, что базовая основа хореографии была заложена в то время, когда они учились, настолько правильно и педагоги были такие сильные что хоть сейчас, немного порепетировав, всех в пуантах и «пачке» можно выпускать на сцену. Когда я стала работать в системе Москомспорта, начала привлекать профессионалов из хореографии. До этого момента они в спорт не шли: уезжали на Запад, преподавали в академических хореографических училищах, в частных балетных школах. Мне удалось переломить эту ситуацию в лучшую для спорта сторону и я горжусь, что за мной в Москомспорт пришли Народные и Заслуженные артисты РФ, премьеры ведущих театров страны, имеющие высшее (включая спортивную переподготовку) образование. Могу с гордостью сказать, что очень часто раздаются звонки с благодарностями от тех директоров и тренеров, с кем работают рекомендованные мною специалисты. Но главное не слова, а дела. Результатом нашей работы стали завоевание первых и призовых мест на московских, всероссийских и международных соревнованиях, включая мировые чемпионаты и первенства. Все специалисты понимают, что для сложно-координационных видов спорта хореография является неотъемлемым и очень важным элементом: в художественной гимнастике, фигурном катании на коньках, синхронном плавании, акробатическом рок- н- ролле, акробатике, фристайле и даже в прыжках в воду. Можно сказать, что без базовых основ в этих видах спорта не получится больших побед.

Приступив к работе, во время просмотров открытых уроков хореографов и тренеров, преподающих элементы хореографии в группах начальной подготовки и на других этапах спортивного совершенствования, я столкнулась с тем, что у многих не хватало элементарных знаний спортивной хореографии и специальной физической подготовки. Я заинтересовалась, где же они их получили? Оказалось то, что практика показывала — диплом диплому рознь! Диплом «Академии хореографии» сильно отличался от «Диплома областного заведения с пометкой артист ансамбля песни и пляски». А у тренеров, которые ведут этапы начальной подготовки (так как к сожалению не у всех детей есть хореограф с первого года обучения) и на которых должна ложится самая большая ответственность за подготовку и исправление физических данных ребенка, нет элементарных знаний основ хореографии и того фундамента общей физической подготовки и специальной физической подготовки, на которых потом строится дальнейшее обучение спортсмена.

Стало ясно, что ситуация сложилась непростая, её надо как- то исправлять. Решением этой проблемы стало проведение повышения квалификации с дальней аттестацией хореографов и тренеров групп начальной подготовки. Статистика проведенных мной мастер классов показала, что элементарных основ хореографии не знает большинство! Интересно, что хореография это обязательный предмет при получении высшего образования в любом спортивном вузе. По факту же, многие не могут и не умеют правильно обучить даже элементарной базе стандартных упражнений, как и максимально быстро улучшить данные ребёнка, так как не владеют этими навыками. Затем после такой начальной подготовки дети попадают к тренеру в группы тренировочного этапа и хореографу, но исправить ошибки, заложенные в ребенка с 6 лет, уже практически невозможно. Я стала искать методические материалы по видам спорта, где необходима и используется хореография. Нашла немного, некоторые датировались 1964 годом.

Вы не стали требовать заменить старые кадры, проводите мастер-классы для педагогов, написали методические рекомендации, книги. Насколько сложно было над этим работать? В чём уникальность Ваших книг?

Уволить может директор школы, отдел кадров. Я могу лишь рекомендовать, создав комиссию, оценить уровень работы, указать на пробелы, научить и даже переучить ! Увольнять сразу всех, кто не компетентен, невозможно и неправильно. Всегда нужно дать шанс человеку понять свои ошибки, пробелы в работе, дать возможность повысить свою квалификацию. Огромная заслуга руководства, что теперь все директора обязаны согласовывать со мной кандидатуры специалистов, которых приглашают на должность хореографов в спортивные учреждения Москомспорта. Организовали курсы повышения квалификации, я написала шесть книг – учебно-методических рекомендаций. Не отдыхала 5 лет, но результат не заставил себя ждать. Сейчас Москомспортом изданы 4 книги, проведены мастер-классы для 400 тренеров и хореографов отрасли. Мои рекомендации изданы пока только для пользования в школах системы Москомспорта. Перепечатанные и переведенные издания уже стали появляться во многих европейских странах и США. Они оказались так востребованы, видимо, потому, что на сегодняшний день в мире ничего подобного не сделано. В этих книгах аккумулированы знания не только классической, спортивной хореографии, личные наработки и секреты, лучшее из ушу, боди балета, йоги и других источников. Главное, что все эти знания трансформированы в систему, которой раньше не было, в систему, применимую не только в балете или спорте, но и в простой жизни для людей, которые просто хотят всегда быть в хорошей физической форме. За четыре года мы провели 16 мастер-классов (каждый длился 3 дня) по четырем разделам, в которых принимали участие около 400 человек.

Темы разделов соответствовали изданным книгам: «Специальная физическая подготовка в группах начальной подготовки в сложно-координационных видах спорта»;

«Усложненная специальная физическая подготовка в группах тренировочного этапа и упрощённые упражнения у станка в сложно-координационных видах спорта»;

«Усложнённые упражнения у станка, включающие изучение вращения в сложно-координационных видах спорта»;

«Упражнения на середине, с углубленным изучением вращений на полу в сложно-координационных видах спорта».

Все эти направления сильно влияют на качество, стабильность и чистоту исполнения упражнения спортсменом или спортсменкой и, соответственно, на баллы и места на международных соревнованиях. Логично, что эти знания необходимы как для хореографов, так и для тренеров?

К сожалению, некоторые непрофессионалы не понимают и задают вопрос: «Почему у нас каждый год проводились курсы повышения квалификации для хореографов?» Хочется сказать: «Если Вы в этом не разбираетесь, по крайней мере, не мешайте!» Невозможно дать программу 8-12 лет обучения в одном курсе повышения квалификации. Каждый год я в одном мастер-классе давала ровно такое количество информации по конкретной книге, которое тренеры и хореографы могли усвоить, проанализировать и попробовать на своих учениках, получить обратную связь и уже на следующий год прийти подготовленными к следующему этапу. На сегодняшний день готовы к изданию две последние книги – «Маленькие прыжки в сложно-координационных видах спорта» и «Большие прыжки в сложно-координационных видах спорта». По ним еще не проведены мастер классы в школах системы Москомспорта, хотя очень многие в отрасли их ждут, так как от использования этой информации напрямую зависят успехи и стабильность наших учеников и спортсменов…

Мне много пишут со всей страны и из- за границы. Спрашивают, где можно приобрести мои книги? Поступает очень много заманчивых предложений с разных сторон по поводу издания и их реализации.

Технологии уходят вперед и я сейчас думаю о том, что книги будут более удобны в использовании и востребованы при реализации через интернет.

Думаю их будет четыре: 1. « Специальная физическая подготовка и развитие данных и ОФП в сложно-координационных видах спорта и хореографии»

2. «Упрощённый станок и усложнённый станок в сложно-координационных видах спорта и хореографии»

3. «Середина и вращения в сложно-координационных видах спорта и хореографии»

4. ««Маленькие прыжки и большие прыжки в сложно-координационных видах спорта и хореографии»

Совсем недавно, в январе 2018г., Вы провели мастер-классы под эгидой «Международной Академии спорта Ирины Александровны Винер-Усмановой». Расскажите о них.

В учебно-спортивном центре Москомспорта продолжение моих мастер-классов по новым разделам запланировано провести во второй половине 2018 года. Ранее ко мне поступило предложение от «Международной Академии спорта Ирины Александровны Винер-Усмановой» о проведении курсов по моей методике «Школы движений» для повышения квалификации под их эгидой в 2018 году: январе, апреле -в Москве, в июле -в Чехии(курсы будут составляющей сборов). Так как художественная гимнастика — один из самых любимых мной сложно-координационных видов спорта я, с радостью, согласилась. Огромное спасибо за это приглашение И.А.Винер-Усмановой и О.Д. Цыганковой! К слову, на январские мастер-классы пришли многие сотрудники учреждений Москомспорта. Интересно, что приехали специалисты из Дубая, Европы, поступило много запросов на дальнейшее внедрение этой программы. Следующий этап, к реализации которого я пришла после проведения этих мастер классов, соединение биомеханики с моей методикой «Школа движений». В этом сочетании будет разбор на конкретных практических примерах, когда тренер говорит: «У нас не получается вот этот элемент!» Я объясняю — почему не получается.

А инструктор по биомеханике, уникальный специалист в этой области Наталья Владимировна Соколова, на компьютере, с помощью схем и диаграмм наглядно раскладывает структуру: как и под каким углом, что надо исправить. Это ноу-хау, которого в мире на сегодняшний день нет!

Мы планируем выпуск видеоматериала. В этих программах будет заключён огромный пласт информации. Это трансформация накопленных знаний- мощнейший инструмент, которым можно пользоваться и который есть только в России — в лице моих единомышленников — инструкторов, работающих по разработанной мною программе системы учреждений Москомспорта. Я хотела бы, чтобы именно это стало достоянием Москомспорта, департамента, где я работаю и здесь у меня особенно срабатывает понятие «честь мундира».

Главное, чтобы из-за некомпетентности некоторых наших чиновников Ваша работа не стала достоянием за рубежом, не будучи использованной должным образом в своей стране (ведь такие случаи, к сожалению, бывают).

Департаментом спорта и туризма г. Москвы руководит Олимпийский чемпион Николай Алексеевич Гуляев. Замечательный руководитель, который очень заинтересован и не равнодушен к развитию сложно-координационных видов спорта, он эрудирован и компетентен, разбирается в хореографии, понимает ее неразрывную связь со спортом и необходимость их взаимодействия. Я очень благодарна, что Николай Алексеевич приветствует мои инициативы и реально их поддерживает.

Наше интервью проходит в стенах «Спортивной школы олимпийского резерва N 25,» где Вы являетесь директором. Расскажите об этой школе.

Через три года работы в Москомспорте мне доверили быть директором школы олимпийского резерва. За два с половиной года мы сделали существенные успехи, совершили прорыв в разных областях – на момент моего вступления в должность здесь обучалось 600 человек, сейчас – 2000, именно за счет привлечения в школу высококлассных тренеров и хореографов и расширения материальной базы. Сейчас в распоряжении школы два спортивных сооружения, которые полностью соответствуют всем нормам. В школе есть отделения самбо, дзюдо, айкидо, художественная гимнастика, акробатический рок-н-ролл, шахматы; мы вернули к себе карате. За эти два с половиной года усилием нашего обновленного коллектива мы сильно улучшили наши спортивные показатели. Наши дети в разных видах спорта стали занимать почетные места на чемпионатах Москвы и России.

Моему другу, руководителю детской школы айкидо «Малышев Додзе» Алексею Легчилину, с которым сотрудничает наша школа, я отдала «по дружески» своё имя для привлечения детей к хореографии, порекомендовала педагогов. Он в своей школе для развития углубленной модернизации методики обучения ввёл принципы моей «Школы движений». Алексей, как и многие профессионалы, объективно осознаёт, что для детей и взрослых такая возможность дает не только несопоставимые ни с чем результаты, а также закладывает необходимую базу для развития. В нашей жизни всё взаимосвязано, поэтому хореография в любом проявлении очень полезна: мышцы приобретают красивую форму, удлиняются, выравнивается осанка, походка. Почему мы восхищаемся Стэтхемомом? У этого актёра гармоничная фигура человека, который профессионально занимался спортом — он был в сборной Англии по прыжкам в воду. Когда мы смотрим на него в фильмах, где он дерется, прыгает, стреляет и просто двигается на экране, мы отмечаем красивую осанку, координацию, грациозность и даже дотянутые стопы в прыжках (смеётся).

Как Вы находите мотивацию и вдохновение для всего этого? Ведь многие люди Вашего профессионального уровня уютно почивают на лаврах и просто наслаждаются размеренной жизнью.

Балету — 400 лет, единственное, что старше нас (классической хореографии) — ушу. Но даже спортсмены из этого вида спорта обращаются к нам за растяжками и другими секретами, хотя мне это странно. Другим видам спорта – не больше 70-максимум 120 лет. Поэтому получается, что та база, которая сконцентрирована и заложена в классической хореографии, где нет ни одного лишнего движения, уникальна. Плюс новые технологии, мы – новая формация. И когда говорят: «Откуда вы взяли такое количество новых движений, развивающих данные?» Я отвечаю: мы ездили по всему миру почти 30 лет, видели и видим французскую, английскую, итальянскую, кубинскую, китайскую, японскую школы и техники других стран. У нас был и есть опыт знаний наших педагогов, свой, накопленный за эти годы не только в классической хореографии, но и в спорте. Многих моих преподавателей уже нет в живых. К сожалению, вместе со старой профессурой, которая уходит, утрачиваются многие нюансы, а хореография- искусство нюансов и секретов, передача материала «из ног в ноги». Наверное, у каждого человека есть предназначение. Мой внутренний голос говорит мне, что я свои знания должна переложить хотя бы на бумагу и поделиться ими с учениками. Никто не знает: сколько ему суждено жить на этой планете, но в наших силах оставить полезный след не только для себя и близких, но и для для тех, кто придет потом Я надеюсь, что после меня останутся эти шесть книг, в которых выражено всё то, чему меня научили.

Казалось бы: состоявшаяся личность, успешный руководитель, известная балерина, популярная актриса, востребованная ведущая, модель… У человека есть всё для размеренной комфортной жизни, когда можно наслаждаться каждой её минутой. Но ей этого мало. Инна Гинкевич постоянно находится в развитии, познании — анализирует, размышляет, задаёт вопросы и ищет ответы. Эта потрясающая Женщина думает о вечности и преемственности поколений, продолжает лучшие традиции и сама создаёт то, что навсегда останется в истории.

Безусловно, такие Личности вдохновляют и мотивируют на совершенствование! Желаем Инне Владимировне Гинкевич удачи и неиссякаемой энергии в её непростом, но очень важном и необходимом деле!

Корреспондент: Юлия Бурулёва

Фото из личного архива Инны Гинкевич.

 
Источник:yamoskva.com