Не для общего развития!!!

Среди взрослых фигуристов есть люди, которые абсолютно серьезно считают, что спортивная хореография фигуристу нужна только для общего развития.  Мне всегда было не очень понятно, что означает «общее развитие» в данном контексте. Я всегда думала и была уверена, что для общего развития можно, например, купаться в бассейне (не плавать, а именно купаться) и гулять неспешно где-нибудь в парке. Занятия хореографией вряд ли можно назвать общеразвивающими. Весь балетный экзерсис полностью построен на упражнениях, призванных развивать нужные для балетных танцовщиков качества.  Благодаря этим упражнениям развивается музыкальность, координация, вырабатывается пластичность, грациозность, танцевальность, артистизм. Улучшается осанка и фигура, исправляются природные недостатки (такие как косолапость стоп и т.д) Мышцы становятся сильными, но в то же время эластичными – это нужно для высоких прыжков, суставы становятся более подвижными, – скажите, что фигуристу это не нужно?  Балетный экзерсис укрепляет голеностоп, икроножные мышцы, мышцы бедер, развивает растяжку(шаг), улучшает  мышечный корсет.  Поэтому балерины с самого детства и до выхода на пенсию практически ежедневно выполняют балетный экзерсис. И именно потому, что это не общее развитие, а специальное, которое позволяет занимающимся прыгать, вращаться и быть просто профессионалами в своем деле, балетный экзерсис выполняют и фигуристы, и гимнасты, акробаты и пловцы-синхронисты, то есть представители всех «хореографичных» видов спорта.

 

Если вдуматься, то любая вариация из классического балета чем-то похожа на программу фигуриста: дорожка шагов, как и хореографическая последовательность, прыжки сменяющиеся разными видами вращений . Исполнение вариации требует не только хорошей координации и умелого владения всем телом, включая  корпус и голову, но и правильной артистической подачи и танцевальности. Мы часто можем видеть, как взрослые фигуристы, сосредоточенные на движениях ног, вообще забывают о том, что у них есть еще другие части тела.  На выездах из прыжков свободная нога не только у фигуристов-любителей ,но и профессионалов зачастую недотянута и в колене, и в стопе. От этого страдает эстетика движения, оно выглядит «корявым», недоделанным и не стабильным.

Думаю, что как это не прискорбно, но для того чтобы на льду выглядеть эстетично, иметь воспитанное тело и овладеть сложными движениями, все-таки надо постараться хотя бы два раза в неделю посещать уроки хореографии (и это минимум ). Думаю, что тогда и комбинация из 5-6-7-8- … риттбергеров будут выглядеть намного эстетичнее и выполняться более стабильно.

Возможно, моё мнение не покажется вам достаточно авторитетным, поэтому предлагаю вашему вниманию небольшое интервью с И.В. Гинкевич.

Инна Владимировна – заслуженная артистка России, профессиональная академическая классическая танцовщица, сейчас является главным хореографом Москомспорта, советником руководителя Москомспорта по вопросам хореографии, директором ГБУ «СШОР N25» Москомспорта, начальником отдела хореографии ГБУ ФСО «Юность Москвы». Инна Владимировна активно работает с фигуристами, гимнастками и представителями других сложно-координационных видов спорта.  Мы задали И.В. Гинкевич три вопроса и получили следующие ответы.

Многие взрослые фигуристы считают, что занятия хореографией нужны только лишь для общего развития. Мы хотели бы услышать мнение профессионала, Вас, по этому вопросу. Как Вы считаете, могут ли занятия хореографией помочь в освоении именно технических элементов фигурного катания – прыжков и вращений?

И.В. ГинкевичЗанятия хореографией нужны обязательно, лучше с самого раннего возраста. Для детей на этапах начальной подготовки хореограф играет может быть даже большую роль, чем тренер. Изначально это помогает выработать у ребенка определенные данные: шаг, вращение, прыжок, а также по возможности исправить недостатки фигуры, ну и конечно наработать необходимые мышцы для выполнения дальнейших спортивных упражнений. Важно то, что работа хореографа должна облегчать работу тренера! Тренер уже не должен тратить свое время на все вышеперечисленное и отработанное хореографом, а должен заниматься уже только достижением высоких спортивных результатов.  У фигуриста должны быть не только дотянутые (в необходимых положениях) колени, красивые опущенные плечи и осанка, профессиональная работа рук,  ощущение «живых» кистей рук, техническая стабильность, выносливость, но и артистизм и легкость исполнения. . Всё это приобретается на занятиях хореографией.  Отсутствие занятий по хореографии ведет ко многим проблемам, которые возникают, как у любителей, так и у профессиональных фигуристов в разном возрасте. Технические элементы фигурного катания – прыжки и вращения – закладываются именно хореографами с самого раннего детства . Для этих элементов необходима   правильная постановка корпуса, оси вращения, правильное понимание перемещения тела с ноги на ногу, перемещение тела во время вращения, правильность «подхода»к прыжку или вращению ,четкость броска(или замаха) рабочей ноги перед вращением, который не мешает, а только помогает вращению и на льду, и в воздухе.  Занятия хореографией воспитывают руки, которые должны обязательно помогать во время вращения или прыжка, а не мешать, отрабатывают правильную работу головы , как во время технически сложных элементов, так и во время танцевальных связок,  а   также даёт правильное ощущение тела и собранность — то есть очень много составляющих, именно чисто хореографических, которые позволяют владеть своим телом не только в фигурном катании, но и в других сложно-координационных видах спорта.  Не случайно на занятия хореографией приходят не только фигуристы , гимнасты, спортсмены синхронного плавания, а также представители лыжного фристайла, где они даже с лыжами вращаются в воздухе, и именно хореография помогает всем не только  улучшить технические элементы, но  и сделать их стабильными.

 

Среди взрослых спортсменов есть мнение, что если нет возможности заниматься хореографией часто и регулярно, то не стоит вообще начинать занятия. Скажите, пожалуйста, один урок хореографии в неделю может быть полезным для взрослого фигуриста?

Инна Гинкевич: Даже одно занятие с профессиональным хореографом может сильно повлиять на отработку программы и на понимание того, что спортсмен делает неправильно и   как это исправить.  Если спортсмен думающий, то он поймет, что даже один, а лучше два урока в неделю будут крайне полезны. Это может быть даже не балетный класс, а отработка с хореографом программы в зале. Например, можно отработать только корпус, руки, голову , чтобы они были красивыми и не мешали, а создавали определенный образ во время выполнения программы.  Повторюсь, что даже один урок может много дать спортсмену фигуристу, и мы даже не говорим про техническую сторону, а говорим про понимание у фигуриста того, что неправильно с точки зрения хореографии и элементарной эстетики.

Когда Вы смотрите выступление фигуристов, какие недостатки в хореографической подготовке Вам, как профессиональной танцовщице и педагогу, сразу бросаются в глаза?

 

Инна Гинкевич: Если говорить о самых распространенных ошибках, то чаще всего это неправильная постановка корпуса, отсутствие стабильности в технике из-за недостаточных занятий хореографией, сутулые спины, напряженные вытянутые руки и завышенные их позиции, полное отсутствие работы кистей рук, отсутствие работы головы (потому что голова должна не только подниматься, но и опускаться). Есть много разных деталей – колени недотянуты, там, где они должны быть дотянуты. Нога фигуриста или танцора это завершение определённой пластической конструкции, которая должна быть эстетичной и приятной глазу. Нога может быть согнута красиво или вытянута, но средних положений быть не должно. Как, например, в ласточке не может «висеть» колено вниз. Или же стопа – не завершает линию ноги, а повернута носком вниз и прерывает эту линию. Эти ошибки сразу бросаются в глаза, особенно, когда берут музыку балетную и ставят программы с использованием балетного сюжета. Это замечают не только профессионалы, но и любители фигурного катания. Поэтому так важно, чтобы над программой кроме тренера работал еще и хореограф, который увидит, поправит и поможет отработать все хореографические нюансы, потому что из нюансов и состоят все наши достижения по большому счету. Не бывает больших спортсменов и больших артистов, которые не обращали бы внимание на нюансы. 

Конечно, я понимаю прекрасно, что у взрослого фигуриста может и не быть времени на занятия хореографией в достаточных для улучшения технических элементов количествах. Но как выяснилось, для улучшения эстетики катания и устранения самых заметных ошибок — надо заниматься хотя бы раз или два в неделю.  А тем, кто еще сомневается, хочу напомнить одну историю. Её рассказала нам Олимпийская чемпионка в парном катании Наталья Мишкутенок. История о том, как взрослый фигурист, который не занимался в детстве на льду, за три года освоил тройные прыжки, потому что всю жизнь занимался классическим танцем.

Фото для статьи предоставлены Инной Гинкевич.