Одноактный балет, поставленный на 14-ю симфонию Дмитрия Шостаковича, представили публике в воскресенье, 20 января, в театре оперы и балета во Владивостоке в рамках фестиваля «Мосты культуры». Это — мировая премьера, хореографом-постановщиком которой выступил руководитель балетной труппы театра Айдар Ахметов.
Балет поставили буквально за месяц. В большом зале — аншлаг. Посмотреть на современную хореографию пришел и губернатор с супругой.
Айдар Ахметов, хореограф: «Не могу сказать, что произведение тяжелое. Оно бы таким было, если бы не было балета. А балет, свет дают другую атмосферу… Думаю, у каждого есть сердце, душа. И у каждого что-то отложится».
14-я симфония Шостаковича отличается тем, что в ней не только играет камерный оркестр, но и поют солисты. Стихи Федерико Гарсиа Лорки, Гийома Апполинера, Вильгельма Кюхельбекера и Райнера Мари Рильке, которые положил на музыку великий композитор, не объединены общим сюжетом — но в них есть «сверхсюжет». Во всех 11-ти сценах симфонии поднимается тема Смерти. Недаром же и солисты, бас Евгений Плеханов и сопрано Анна Носкова, одеты в черные балахоны с капюшонами. Недаром дюжина танцоров кружит по сцене, словно часы и минуты, заключая солистов в круг, из которого не выбраться.
Представил балет Народный артист России Святослав Бэлза: «Этот проект скромно назван «Четырнадцатая». Но его можно было назвать «Любовь и смерть», «Поэт и смерть»… Декорации этого спектакля предложила молодая талантливая художница Мариинского театра Жанна Усачева (она же разработала дизайн костюмов для постановки оперы «Евгений Онегин» в театре). Они очень созвучны музыке Шостаковича и поэзии. Вы увидите ветряки, которые перемалывают время, бег которого неумолим. А затем — маятник, которые опускается и, по сути, превращается в нож гильотины. Все это призвано создать целостное художественное впечатление от того, что вы сейчас увидите».
Главную партию в балете исполняют московские танцоры: заслуженная артистка России Инна Гинкевич, знакомая приморскому зрителю по концерту открытия, и солист Большого театра Артем Ячменников. «На эту роль нужна была известная балерина с драматическим прошлым. У Инны Гинкевич много киноролей, ролей в драматических спектаклях. Это ведь все-таки не классический, а драмбалет», — объяснил выбор главной героини Айдар Ахметов.
Ансамблем солистов оркестра дирижировал лично Антон Лубченко. «Мы искали тему для балета, которая могла бы быть современной, и которую можно было бы подать на театральную премию «Золотая маска». Для нее, конечно, нужна свежая идея. И Жанна Усачева сказала: «Слушай, а ты не хочешь попробовать симфонию Шостаковича?» Доселе был лишь один удачный пример воплощения симфонии Шостаковича в балете — седьмая, «Ленинградская», которую поставил Игорь Бельский. Но это был совсем другой стиль, соцреализм. Здесь тема гораздо более тонкая… Я сразу сказал: «Четырнадцатая». «С ума сошел!» — воскликнула Жанна… — рассказывает историю создания балета дирижер. — Солистов можно наших показать в наиболее выигрышном виде, и оркестр. Нам просто повезло, что перед новым годом оказались свободные специалисты, которые могли быстро пошить костюмы и декорации!»
Несмотря на то, что 14-я — одна из самых больших симфоний Шостаковича (в ней 11 частей), длился балет всего час, без антракта. На сцене — Поэт, он пишет, комкает бумагу и пишет. Входит Смерть — столь же жестокая, сколь и прекрасная. Ради нее он готов на все. Он убивает всех вокруг себя, он идет на войну… А она уходит, оставляя его одного — без сил к творчеству, без любви. И Поэт тоже погибает, пораженный внезапной вспышкой… Музыканты в оркестровой яме опускают смычки, дирижер — палочку. Тишина длится с полминуты. Потом долго-долго звучат аплодисменты. Опускается занавес. Мировая премьера прошла успешно.