В творческом багаже заслуженной артистки России, прима-балерины Инны Гинкевич — ведущие партии в самых престижных театрах России: Мариинском, Большом, театре им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, а также на Приморской сцене Мариинского театра.
После завершения своей блестящей балетной карьеры Инна Гинкевич заняла должность главного хореографа Департамента спорта города Москвы и директора СШОР №25.
Она быстро зарекомендовала себя как отличный руководитель и квалифицированный педагог. Авторская методика Инны Гинкевич «Школа движения для сложнокоординационных видов спорта на всех этапах спортивной подготовки» была успешно внедрена в разные звенья образовательного процесса и демонстрирует потрясающие результаты.
Осенью 2021 года Инна Владимировна стала руководителем пилотного проекта Московской комплексной школы олимпийского резерва «Север» Москомспорта.
Инна Гинкевич рассказала в интервью нашему корреспонденту как она добилась успеха в столице, вспомнила эпохальные моменты балетной карьеры, а также поделилась внушительными педагогическими и управленческими достижениями.
— Вы родились и учились в Санкт-Петербурге, но именно Москва стала вам родной. Каковы были ваши первые впечатления о столице?
— Моя любовь к Москве возникла сразу же, во время первых гастролей хореографического училища в столицу, которые состоялись на втором курсе, в 1989 году. Мы жили в тогда еще существовавшей гостинице «Россия»: завораживал и восхищал прекрасный вид на Кремль, Москву-реку, исторические места. Меня поразил Большой театр, я сразу влюбилась в Большую и Малую Дмитровку, Кутузовский проспект с его величественной Триумфальной аркой. Буквально перед этим мы были на гастролях в Париже — так уж получилось, что Париж я посетила с гастролями раньше чем Москву. Меня удивило, что и в нашей столице есть не менее величественная, чем в Париже, Триумфальная арка… Я полюбила Москву с первого дня, меня поразили ее размах и широта. Санкт-Петербург очень камерный, атмосферный, невероятно красивый город, но такого масштаба как в Москве, всё же в нем нет. Конечно, сейчас я уже больше москвичка, чем петербурженка. Москва — мой город, который раз и навсегда стал мне по-настоящему родным.
— Ваш переезд в Москву было обусловлен приглашением в элитарную студию Григоровича в Большом театре. Вспомните об этом времени.
— После приезда на втором курсе в столицу и того, как я четко сформулировала, что мне нравится Москва, случилось несчастье — на выпускном экзамене я получила серьезную травму стопы и не смогла поехать с курсом на гастроли в Америку. Константин Михайлович Сергеев (народный артист СССР, балетмейстер и педагог — прим. автора) был очень расстроен, что из-за травмы я не смогла поехать. После этих гастролей начались просмотры в труппы, но нас видели на экзаменах и знали, на что мы способны. Меня приглашали в Мариинский театр, в Театр Бориса Эйфмана, в труппу Театра «Кремлевский балет». Когда пришло приглашение от Юрия Николаевича Григоровича, я ответила, что у меня травма и, к сожалению, сейчас я не могу просматриваться. Юрий Николаевич сказал, что видел меня на экзамене, и чтобы не смотря на травму, я всё равно приезжала. Я и еще четыре моих партнера по балету «Щелкунчик» (среди которых был мой будущий муж Андрей Плеханов), приехали в Большой театр. Помню, что стояла у станка между Илзе Лиепой и Ниной Семизоровой. Я в первый раз после травмы сделала станок и середину, но прыгать пока не могла. Юрий Николаевич сказал: «Мне всё и так понятно — вы приняты». Я была очень рада! Он был из Петербурга, очень любил моего педагога, Инну Борисовну Зубковскую (до последнего называл ее по девичьей фамилии — Израилева) и всегда очень трепетно ко мне относился! Так я и мои сокурсники оказались в труппе Большого театра.
С 3-го класса училища три раза в неделю я дополнительно занималась в Мариинском театре с педагогами — Народными артистами СССР Натальей Дмитриевной Большаковой и Вадимом Николаевичем Гуляевым. Я видела всю изнанку Мариинского театра среди премьеров и прима-балерин и изначально не очень хотела работать в этом театре. Хотя в тот момент Мариинский театр был на своем пике.
В мой период приглашение из Питера в Москву было большой редкостью, эксклюзивом. Это потом стало модным приглашать питерских балерин в Москву — приехали Светлана Захарова, Евгения Образцова, Ольга Смирнова… На сегодняшний день художественный руководитель балета Большого театра, Махар Хасанович Вазиев, тоже активно практикует приглашение хороших питерских балерин в Большой театр. С высоты прожитых лет я еще более отчетливо понимаю, насколько правильным решением тогда было уехать в Москву. Хотя в Санкт-Петербурге во всех театрах меня знали с детства, родители в родном городе могли мне помочь и в карьере, и в жизни, но я ни разу не пожалела, что в 18 лет начала свой путь самостоятельно. Всего, чего я достигла в жизни, карьере, я добилась сама. Конечно, благодаря тому фундаменту, стержню и образованию, которое мне дали родители и Академия Русского балета имени Вагановой.
— Процесс привыкания к динамичному московскому ритму после степенного Санкт-Петербурга длился долго?
— Переезд в Москву не поменял мой ритм жизни: это были с утра до вечера репетиции, спектакли и гастроли по всему миру. В тот момент мы по восемь — девять месяцев в году находились за границей. Изменение темпа жизни я впервые почувствовала, когда находилась в декретном отпуске, но это было логично и естественно. Я очень активный, деятельный человек: не люблю оставлять на завтра то, что можно сделать сегодня, если я вошла в рабочий день, стараюсь максимально сделать то, что смогу.
Сейчас, когда приезжаю в Санкт-Петербург, я, конечно, вижу значительную разницу темпа жизни. Сегодня Санкт-Петербург создает впечатление курортного города с неторопливым ритмом — для многих там считается нормой опоздать на полчаса, там получается организовать и провести меньше встреч в день, чем в Москве. Разумеется, Санкт-Петербург тоже набирает динамичные обороты, но такого драйва и таких скоростей жизни, как в Москве, там нет.
— Какие ваши самые любимые и дорогие сердцу места в Москве?
— Первое время в Москве я искала «Летний сад» и «Финский залив» — то, чего здесь нет. Поэтому до сих пор одно из любимых мест в Москве — Музей-усадьба «Кусково», скульптуры которого открываются летом и чем-то напоминают «Летний сад».
Вся моя творческая жизнь прошла между Большим театром и Театром им. Станиславского. Самые родные места — Камергерский переулок, Большая Дмитровка, Площадь Большого театра — весь центр Москвы. Бульварное кольцо, переулки, Цветной бульвар, Трубная площадь… Ещё, конечно, мне очень дорог тот район, где я жила, когда приехала в Москву. Это Аптекарский переулок, который находится у метро Бауманская, где расположена потрясающая Елоховская церковь. Это старая Москва, где до сих пор можно встретить здания, у которых один этаж каменный, а другой деревянный. Дух и атмосфера Старой Москвы завораживают.
— Восемнадцать лет вашей жизни связаны с Музыкальным театром им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, где вы заслуженно на протяжении всех этих лет были ведущей балериной. Можете назвать три самых знаковых и значимых для себя роли в этом театре?
— Моя жизнь в этом театре связана с творчеством Дмитрия Александровича Брянцева (артист балета, хореограф и сценарист, главный балетмейстер Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 1985 — 2004 годах — прим. автора). Все спектакли, которые ставил Дмитрий Александрович, занимают важный пласт в моей жизни. Я станцевала более 40 разноплановых сольных и ведущих партий — от классических до народно-характерных, которые я тоже очень любила. Хотя классические балерины редко отходят от классики, мне всегда нравилась разноплановость партий. Сейчас дочка Анита танцует похожий репертуар, у нее тоже это хорошо получается.
Если выбрать три партии, то, конечно, это Лиза в «Тщетной предосторожности». Знаковый для меня спектакль — «балет на выживание» с очень сложной техникой. Дмитрий Александрович сказал мне: «Даю тебе этот сложный балет: станцуешь — получишь звание Заслуженной артистки России». Я его станцевала очень успешно. Репетировала этот балет с Народной артисткой РФ Галиной Николаевной Крапивиной, за что ей огромное спасибо. После этого балета мой и так сильный характер еще больше закалился.
Еще один знаковый спектакль — выдающийся «Призрачный бал» на музыку Фредерика Шопена в постановке Дмитрия Александровича Брянцева, который, я уверена, на века останется шедевром Русского классического балета. Я танцевала этот спектакль на всех лучших сценах мира. Можно сказать, что с этим балетом я увидела 90% земного шара.
Третий спектакль — «Снегурочка» балетмейстера В. П. Бурмейстера. Репетировала этот балет с Народной артисткой СССР Маргаритой Сергеевной Дроздовой и Вадимом Сергеевичем Тедеевым, который, к сожалению, уже ушел от нас. Это замечательные мастера, потрясающие педагоги. В этом произведении одно из самых сложных адажио, которые существуют в классическом балете — оно длится 13 минут. Партия Купавы, которую я танцевала, очень каверзная: с одной стороны, она невероятно красивая, эффектная, а с другой — непредсказуемая.
В одном из танцевальных моментов балерина много раз повторяет пируэты — на этой части крайне сложно не допустить ошибку. Практически всегда эти пируэты получались у меня безупречно. Сейчас, когда в качестве зрителя прихожу на «Снегурочку», вижу, что очень часто прима-балерины на этой «вертушке» делают помарки. В такие моменты хвалю себя, что я выдерживала и почти всегда делала безукоризненно. Этот балет, безусловно, является великим творческим наследием Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
— Вы являетесь главным хореографом Департамента спорта города Москвы, а также руководите Московской комплексной школой олимпийского резерва «Север» Москомспорта. Когда поняли, что хотите заниматься непростой педагогической и руководящей деятельностью?
— Я первая, кто сделал пилотную реорганизацию в Департаменте спорта города Москвы, соединив 4 школы Олимпийского резерва. Сейчас реорганизация СШОР «Север» продолжается, к нам вливается еще три школы. Это будет очень большой комплекс, насчитывающий 15 зданий. Хотя мы будем не самыми крупными относительно других трех объединений, которые создаются в Департаменте, примечательно, что именно в нашей школе базируется самое большое отделение художественной гимнастики. Я этим горжусь.
Когда ушла из театра, не знала, чем буду заниматься: я очень благодарна Алексею Олеговичу Воробьёву, который на тот момент возглавлял Департамент спорта города Москвы. Зная мой жизненный путь, он пригласил меня как главного хореографа в Департамент спорта. Я полностью погрузилась в этот процесс, провела колоссальную работу. Так родилась моя эксклюзивная методика «Школа движения для сложнокоординационных видов спорта на всех этапах подготовки». Когда я поняла, что существует колоссальная нехватка педагогического материала, на протяжении 5 лет я работала над этой методикой. Написала 5 методических книг-пособий для хореографов, провела огромное количество мастер-классов и открытых уроков в рамках курсов повышения квалификации. После этой глобальной работы мне предложили стать директором СШОР №25 Москомспорта. Будучи директором, я наблюдала, что происходит в хореографических залах, и постепенно сама начала преподавать. Сейчас в свободное время, в обеденные перерывы я занимаюсь со спортсменами отделений акробатического рок-н-ролла, художественной гимнастики.
Когда наша команда достигла очень внушительных результатов, которые значительно превосходили первоначальный уровень, я поняла, что у меня получается преподавать. По моей методике уже отработана 7-летняя программа для хореографии. Пришло четкое осознание, что все знания, которые заложены в меня великими педагогами, аккумулировались в очень хорошие результаты. С уверенностью говорю, что практически любого ребенка могу вывести на совершенно новый уровень. Видимо, мне дано от Бога не только обладать знаниями, но и уметь ими делиться, а это отдельное искусство. За мной в спорт пришли много творческих людей, заслуженных и народных артистов РФ. Сейчас в Департаменте спорта очень хорошая команда высокопрофессиональных хореографов. Приятно, что в этом есть и моя заслуга.
— Балет тесно взаимосвязан с художественной гимнастикой, фигурным катанием. Вы являетесь автором зарегистрированной эксклюзивной методики «Школа движения для сложнокоординационных видов спорта на всех этапах подготовки». Кого бы вы хотели особенно выделить из наших фигуристов и гимнастов?
— Дети, которые в течение 5 лет были воспитаны по моей методике, занимают достойные места в соревнованиях. Многие из них стали кандидатами в мастера спорта, выиграли все возможные регалии. Результативность сегодня увеличилась до 90%. Раньше в нашей школе не было отделения фигурного катания, я консультировала педагогов-хореографов и проводила мастер-классы в других спортивных школах департамента спорта, где был лёд. Сейчас лёд появился в нашей новой комплексной школе. В рамках развития внебюджетной деятельности мы запланировали открыть «Школу фигурного катания» с моей методикой «Школа движений», которая послужила бы привлечением контингента района и стала бы источником новых талантов для школ фигурного катания Департамента спорта. Флагманом этого направления будет Мастер спорта международного класса, чемпион мира среди юниоров, чемпион мира по прыжкам Илья Климкин, уже зарекомендовавший себя супер-профессионалом своего дела и замечательным тренером. У меня давно была мечта усилить интеграцию моей методики именно в фигурном катании. Сейчас, я надеюсь, эта мечта осуществится. У меня и ранее был успешный опыт работы с этим прекрасным и сложным видом спорта. И результат превысил ожидания. В новом сезоне мы открываем набор в «Школу фигурного катания» и приглашаем всех на просмотр в конце августа, на который уже сейчас можно записаться на сайте спортклуба «Klimkin_skate_style».
Выделять кого-то из известных спортсменов я не люблю, потому что мой тезис — «не сотвори себе кумира». Просто надо уважать, ценить и учиться у тех, кто чего-то достиг в жизни, и не важно: спорт это или какое-то другое направление.
— Дочка пошла по вашим стопам — Анита Пудикова является балериной Большого театра. Какие спектакли с ее участием вы особенно рекомендуете к просмотру?
— У Аниты довольно много сольных партий, помимо работы в кордебалете. Я очень строгая и критичная мама, всегда профессиональным взглядом смотрю на работу дочери и, если что-то не нравится, то критикую. К 25-ти годам у Аниты в творческом багаже есть большие многогранные партии. Мне очень понравился «Танец с Барабанами» в «Баядерке». Цыганский танец в «Дон Кихоте» — философский танец, во время которого нужно прожить на сцене целую судьбу. Меня восхищает, как Анита справляется! Очень нравится ее работа в «Коппелии». Помимо Большого театра Анита станцевала партию Мерседес в «Дон Кихоте» в Астраханском государственном театре оперы и балета под руководством Народного артиста РФ Дмитрия Гуданова, Шахерезаду в театре «Имперский русский балет» Заслуженного деятеля искусств Гедиминаса Таранды. Борис Эйфман приглашал ее в свой театр на ведущую балерину, чем я очень горжусь. Надеюсь, что Аниту ждет большая, насыщенная и интересная творческая судьба!
— А если говорить о драматическом театре, что из просмотренного за последний год больше всего запомнилось?
— Недавно посетила премьеру пластического спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» на сцене Театра Сатиры в постановке Сергея Землянского. Фантастический спектакль, о котором можно много и долго рассказывать. Незадолго до этого спектакля я посетила классический балет, который мне не понравился — я не увидела личностей на сцене. Тогда я подумала: как жаль, что сегодня многие артисты балета, к сожалению, не обладают техникой, мимикой, мастерством драматического актера. Придя на премьеру «Арбенина», поняла, что в этом спектакле воплотились в жизнь мои мечты — я увидела мимику, жесты, энергетику: драматические актеры без слов передают жизнь в движении во всей палитре эмоций. Это очень интересно и многогранно. Огромное уважение и восхищение Сергею Землянскому и всем актерам, которые филигранно представляют на сцене сочетание возможностей драматического мастерства и пластики тела. Спектакль поразил, рекомендую от души!
— В наше непростое время особенно сложно сохранять гармонию и радость жизни. Что бы вы порекомендовали людям, чтобы не терять баланс и не впадать в депрессию от обилия противоречивых новостей?
— Надо заниматься собой, своим личностным ростом: меньше смотреть новостей, а больше работать и созидать. Когда вы созидаете — выполняете ваше предназначение на этой Земле. Просто существование неинтересно, оно рождает много всего ненужного. Созидание однозначно спасет нас от всех неприятностей и депрессий. Для того, чтобы двигаться вперед, надо расти и делать прекрасным мир вокруг себя.
Беседу вела Юлия Бурулева.
Фотографии из личного архива Инны Гинкевич.
Отдельная благодарность Владимиру Сабадашу за организацию интервью.
Источник: mospravda.ru/2022/05/26/527578/