Героиня этого интервью — Инна Владимировна Гинкевич. Заслуженная артистка России, балерина, актриса, педагог, Директор ГБУ ДО МКСШОР «Север», автор уникальной методики «Школа движений для сложно-координационных видов спорта», кандидат педагогических наук.
В профессиональном багаже Инны Гинкевич огромный и разноплановый классический репертуар в Большом театре — Студия Ю.Н Григоровича, Мариинском театре, Московском Академическом Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, Приморской сцене Мариинского театра г. Владивостока и других лучших сценах мира, где она побывала с гастролями.
После завершения активной балетной карьеры Инна Владимировна добилась больших высот в педагогической и административной деятельности в Департаменте спорта города Москвы, где ей доверяют самые сложные и ответственные задачи, с которыми она справляется с успехом.
В рамках этого интервью Инна Гинкевич рассказала о разных этапах своей карьеры, поделилась мыслями о тенденциях в мире балета, о важности воспитания молодого поколения и поразмышляла о синергии балета с разными видами искусства.
После окончания хореографического училища им. А.Я. Вагановой (ныне – Академия) Вас звали в Мариинский театр, но вы выбрали предложение Юрия Григоровича и пошли служить в Большой Театр. Сложно было решиться на переезд из Петербурга в Москву?
Мне было несложно делать выбор между Ленинградом и Москвой, потому что я хотела жить в Москве. Мне очень нравился этот город, по масштабности он мне чем-то напоминал Нью-Йорк, Париж. Ещё со второго курса училища, когда у нас были гастроли, я отметила, как мне нравится этот город и что я хочу в нем жить. Всё своё детство я провела в Мариинском театре, меня воспитывали выдающиеся педагоги, Народные артисты СССР Наталья Большакова и Вадим Гуляев, Марат Даукаев и другие. Я видела внутренние политические нюансы Мариинского театра и, на тот момент, мне не очень хотелось идти туда работать. Большой театр для меня был проще, понятнее и во всех отношениях интереснее. Когда я рассматривала приглашение между ведущими театрами, Мариинским, Театром Бориса Эйфмана, театром «Кремлёвский балет» и Большим театром, конечно, я выбрала Большой. Тем более это было личное приглашение от Юрия Николаевича Григоровича: из выпуска 1990 года пригласили из нашего училища только меня и ещё четверых мальчиков .
Расскажите о работе в привилегированной труппе «Студия Юрия Николаевича Григоровича» в Большом театре.
В 1990 году Юрий Николаевич собрал лучших выпускников этого года и сделал собственную «Студию Юрия Николаевича Григоровича» в Большом театре СССР. Многие обсуждали, что эта студия не являлась частью Большого театра, но это слухи злословия: все документы и трудовые книжки были у нас оформлены, как у артистов Большого театра СССР. Это была привилегированная труппа в труппе Большого, на которую Юрий Николаевич особенно обращал свое внимание, некая персональная мастерская Мастера. У многих артистов это вызывало зависть. Наша труппа изначально была нацелена на то, чтобы много гастролировать и представлять творчество Юрия Григоровича в разных странах. Поэтому мне очень повезло: я объездила весь мир. Ведущие солисты, включая Наталью Бессмертнову, Надежду Павлову и многих других, гастролировали со Студией на гастроли. Лучшие звезды Большого театра танцевали в наших спектаклях. Все ведущие артисты Большого мечтали попасть в нашу труппу, чтобы с нами выступать. На афишах было написано «Бриллиантовые танцовщики Большого театра». С 1990 по 1994 год наша балетная труппа была самая высокооплачиваемая в России. Можно сказать, что Юрий Николаевич обладал уникальным чутьём на личности: все 60 человек были лучшие из лучших. Наша труппа закончила своё существование с уходом Юрия Григоровича из театра. В дальнейшем 60% наших солистов остались за границей и украсили ведущие мировые балетные театры. Сегодня большинство из них являются педагогами, которые прославляют и приумножают искусство классического русского балета. «Студия Юрия Григоровича» была и остаётся знаковым событием в истории балетного искусства не только России, но и всего мира.
Значительная часть вашей карьеры (почти 18 лет) связана с Музыкальным театром им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко. Вспомните самые знаковые и значимые события того творческого периода.
За 18 лет было много событий, гастролей. Например, в рамках проекта правительства Москвы -«Дни Москвы» мы избранным составом солистов гастролировали по всем городам мира. Это были гала-концерты, которые представляли Москву в других городах и государствах. Параллельно с нами выступали ведущие звёзды шоу-бизнеса, актёры театра и кино, мы тесно общались со знаменитыми певцами, актёрами, юмористами. На этих гастролях я пересекалась с такими выдающимися личностями, как Василий Лановой, Леонид Куравлёв и другими. Это было очень интересное общение. На концерты приходили первые лица государств. Например, за три дня мы могли выступить в трёх столицах — Будапеште, Париже и Риме. Именно эти гастроли запомнились, например, таким обстоятельством: когда мы танцевали, стоял ряд из шести стульев, на котором сидели только премьер-министры и президенты стран. Такого плана мероприятия, конечно, очень запомнились.
За 18-летнюю карьеру я станцевала в Театре более 40 партий, за что получила звание Заслуженной артистки России. Постоянно были новые постановки, интересные партии, о которых можно говорить бесконечно. В этот период я задумалась о понятии «медийная личность»: я гастролировала с Майей Плисецкой, с гала-концертами Гедиминаса Таранды, у меня были персональные проекты с Любовью Казарновской и Анитой Цой, Даниилом Крамером и другими. Этот период был очень плодотворным. Многие думали, что после Большого театра, Театр Станиславского станет для меня переходным периодом. В какой-то момент я действительно думала о поступлении в труппу Мариинского театра, но моя жизнь была тесно связана с Москвой и менять её не хотелось, тем более у меня уже родилась дочь.
За 18 лет Театр Станиславского очень сильно изменился, статус театра значительно повысился — это второй театр в Москве после Большого театра. В театр стала приходить определённая публика, которая ранее не бывала, и в этом тоже есть моя заслуга, что особенно приятно. Я рада, что была в составе премьеров, которые танцевали все новые балеты художественного руководителя театра, выдающегося балетмейстера Дмитрия Брянцева, и очень довольна, что никуда не ушла и осталась именно в этом театре.
После завершения активной карьеры, вы снова вернулись на сцену в качестве приглашённой балерины Приморского театра оперы и балета в городе Владивосток. Расскажите, как так получилось?
Завершив карьеру в Театре Станиславского, я стала работать в Департаменте спорта города Москвы главным хореографом и советником руководителя департамента Алексея Олеговича Воробьёва, он знал моё творчество на протяжении 20 лет, знал, какой я человек, поэтому поручил мне серьёзное направление в работе — поднять профессионализм хореографов Департамента и вывести их на новый профессиональный уровень.
Уже год работая в Департаменте спорта, параллельно я являлась ведущей крупных мероприятий.
Одно из таких — 75-летие Приморского края, к которому было приурочено открытие Приморского театра оперы и балета. Этот концерт я вела вместе с Народным артистом РФ Святославом Бэлзой. На грандиозный вечер было приглашено много артистов балета, приехали первые лица нашего государства, вечер прошёл с большим успехом. Ко мне подошла представитель администрации и сказала, что первой балетной постановкой на новой сцене станет «Четырнадцатая симфония» Дмитрия Шостаковича, которую будет ставить художественный руководитель театра Народный артист республики Татарстан Айдар Ахметов. Главную партию должна была танцевать прима Мариинского театра Народная артистка РФ Юлия Махалина, но так сложилось, что она не смогла: вопрос главной героини оставался открытым. Мне предложили станцевать главную партию, на тот момент я уже 10 месяцев не занималась балетным классом и набрала 10 килограмм к своей балетной форме. Но поскольку в душе я прирождённая Балерина, предложение меня заинтересовало. Я спросила разрешение у руководителя Департамента спорта, и он его дал! Мне разрешили станцевать премьеру. Для этого мне пришлось за 2 недели похудеть на 10 килограмм, срочно войти в форму и начать репетировать: тут проявился мой балетный характер. Шостакович — очень сложный композитор, и сам балет был нестандартный: кроме сложной хореографии там было много актёрского мастерства. Мне было очень интересно работать, получился великолепный спектакль, премьеру которого я станцевала, и после этого я ещё на два года осталась приглашённой балериной во Владивостоке: совмещала работу в Департаменте спорта и танцевала спектакли на Приморской сцене, пополнив свой репертуар новыми партиями и продлив свою сценическую жизнь. Очень благодарна судьбе за эту страницу в биографии и людям, которые в этот момент меня поддерживали.
Вы танцевали до 42 лет! Как удавалось так долго поддерживать форму?
Когда есть хорошая школа и характер, держать себя в форме достаточно легко. Если ты каждый день делаешь балетный класс, следишь за своим здоровьем, то долго остаешься в хорошей балетной форме.
Я могла бы танцевать ещё дольше, но на тот момент меня назначили директором Школы Олимпийского резерва N25 Департамента спорта города Москвы. Совмещать работу руководителя, у которого ненормированный рабочий день, и выступления на сцене чисто физически стало невозможно, поэтому мне пришлось закончить со своими поездками во Владивосток. Таким образом, в 42 года я завершила работу прима балерины и сконцентрировалась на работе руководителя. Мне пришлось приложить очень много усилий, чтобы Школу Олимпийского резерва № 25, которую мне поручили, вывести на запланированный уровень. Моя работа не осталась незамеченной: мой новый руководитель Департамента спорта города Москвы А. А. Кондаранцев доверил мне пилотный проект реорганизации. В начале это было слияние четырех школ в одну, затем прибавилось еще три: наша школа стала первой Московской комплексной школой олимпийского резерва «Север»в истории Департамента спорта города Москвы. Я очень горжусь, что именно эта пилотная реорганизация была доверена именно мне, мне кажется, я оправдала доверие моего руководителя, который поручил мне эту серьёзную работу. Меня заинтересовали сложной задачей, и этот интерес стал для меня импульсом для дальнейшего развития. На сегодняшний день МК ДО СШОР «Север» насчитывает 17 зданий, была проведена реорганизация 7 школ, в которых занимаются более 5 тысяч спортсменов. Работать очень интересно.
Сейчас вы Директор ГБУ ДО МКСШОР «Север», автор уникальной методики «Школа движений для сложно-координационных видов спорта», кандидат педагогических наук. Какие тенденции в балете на данный момент вы можете назвать инновационными?
С учётом сегодняшней политической обстановки обмен инновациями очень проблематичен, на многие постановки западных балетмейстеров отозвали права. Конечно, есть наша великая незыблемая классика, но также нужны новые спектакли. На сегодняшний день я вижу инновации в том, что мы начинаем обращаться к российским балетмейстерам, начинаем выращивать молодёжь. Новые постановки будут делаться своими силами: это даёт толчок молодёжи быть заинтересованными, открывает новые пути, освобождает места для молодых балетмейстеров.
Как человек, который много работает с детьми, порекомендуйте родителям, как увлечь ребёнка спортом, искусством, которые воспитывают в нем не только физическую подготовку, но и силу духа, характер, дисциплину, способность справляться с трудностями.
Работая с детьми, мы готовим себе кадры, начиная с 3 лет. Моя методика, которую я создала, направлена на то, чтобы развить и укрепить физические данные и выявить способности. Если ребёнка привести в школу в 3 года, через 2 года будет уже понятно, какой вид спорта ему ближе: художественная гимнастика или акробатический рок-н-ролл, единоборства, а может быть, плавание? Мы подготавливаем физические данные, чтобы мышечный аппарат был адаптирован к любому виду спорта. Чем раньше родители отдают ребёнка, тем лучше. У меня на глазах было много избалованных детей, которые, начав ходить к нам на занятия, становились организованными, дисциплинированными.
Они стремятся приходить на тренировки, а не проводить время за играми во дворе. Наши педагоги работают не только с профессиональными физическими навыками, но и с психологическими: дают ребёнку импульсный рост, прививают правильные жизненные цели и ориентиры. Занятия спортом с самого начала определяют векторы жизни детей: ребёнок формирует желания и понимание жизни в раннем возрасте. Те, кто втягиваются в процесс дисциплины, организованны, они чётко распределяют своё время. Дети соперничают друг с другом: это соперничество выливается в правильное русло здоровой конкуренции и достижения высших целей — они стремятся вперёд, становятся лучше, работают над недостатками. Всем родителям настоятельно рекомендую, чтобы дети обязательно занимались физической нагрузкой. Это может быть как хореография, так и какие-то другие тренировки, например, с элементами акробатического рок-н-ролла, художественной гимнастики и другие. Можно и нужно заниматься и рисованием, и шахматами, но выплеск энергии должен быть именно в физической нагрузке.
В последнее время огромной популярностью пользуются пластические спектакли, когда драматические актёры существуют на сцене в рамках хореографии и пластики. Как вы оцениваете это направление искусства? И какие, на ваш взгляд, у него перспективы?
Пластические спектакли — инновационное направление, которое у нас начал Сергей Землянский. Меня поразило как драматические актёры за счёт своей пластики, не говоря ни слова на сцене, могут не хуже, а в чём-то даже лучше, чем артисты балета, донести драматургию, идею спектакля. Я вижу за этим большое будущее, потому что это направление показывает индивидуальность. Не зря говорят, что танец может как лечить, так и калечить. Правильная пластика, танец на сцене понятен всем: в этих спектаклях нет языковых барьеров. Пластический спектакль быстрее приходит к зрителю и находит большее понимание и отклик, чем драматический: не всё можно выразить словами, жесты гораздо быстрее считываются зрителем, они несут в себе определённую энергию и вибрацию.
Если пластический спектакль хорошо поставлен, на мой взгляд, у него больше шансов достучаться до зрителя и донести до него глубоко заложенный смысл и идею режиссера.
Кинематограф также не обходит стороной тему хореографии и балета. Пожалуйста, назовите художественные и документальные фильмы о балете, которые Вы рекомендовали бы посмотреть.
К сожалению, в России очень мало художественных фильмов о балете. Знаю, что недавно снимался новый фильм с Аллой Сигаловой и артистами балета Театра им. Станиславского и Немировича Данченко, интересно, что из этого получится. Фильм «Большой» Валерия Тодоровского мне не понравился. Хотя там и были балетные консультанты, я считаю, что для таких фильмов нужно максимально брать на главные роли артистов балета, потому что копировать их психофизику практически невозможно. Балет очень закрытый мир, никто никогда не расскажет о коллизиях, которые происходят в закулисье. Для того, чтобы писать сценарий, нужно основываться на жизни конкретной балерины. Например, друзья меня часто спрашивают, не хотела ли бы я написать сценарий по мотивам своей жизни. Но пока я об этом не думала, так как очень много других задач.
Мой большой друг, режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич, к сожалению, не успел снять фильм про балет, хотя у него уже лежал сценарий. Все его жены были балеринами, он сам был не только режиссером, но и театральным художником: в его фильмах были великолепно отражены возможности тела. Я уверена, что он снял бы прекрасный фильм о балете, потому что знал этот мир досконально и во всех нюансах изнутри.
Даже если хороший режиссёр, вдруг решит, что он возьмёт и снимет фильм о балете, не факт, что это получится. Я считаю, что самая высокая оценка фильма о балете, когда люди из мира балета говорят, что картина профессиональная. Есть вещи которые невозможны в отношениях учеников и педагогов, это, прежде всего, традиции поведения, элементарная субординация. Если бы, например, я что-то сказала своему педагогу в таком же духе, как говорит героиня фильма «Большой», меня сию минуту выгнали бы из класса и в училище я бы больше не училась. Фильмы раскрашивают не скандалами, а сценарными линиями, характерами взаимоотношений, открытием тайн мастерства профессии.
Фильм про балет можно снимать в любом жанре — в нашей жизни присутствует столько всего, что невозможно описать, но это нужно делать профессионально, я была бы очень рада, если бы появился такой режиссёр, который подошёл бы к этому серьёзно. Поэтому из российских картин о балете, к сожалению, не могу ничего выделить.Из зарубежных работ отмечу сериал «Плоть и кости», где главные роли играли профессиональные артисты балета, и, конечно, «Белые ночи» с Михаилом Барышниковым, «Чёрный лебедь», в котором помимо балета затронута проблема перфекционизма прима-балерины.
Снимать балет очень сложно — движения рук, ноги, глаза. Зачастую снимают даже не те части тела, на которые нужно делать акцент. Видеоверсии спектаклей также очень сложно снять: это особое искусство режиссера и операторов, ведь нужно выбрать позы и движения, которые являются ключевыми — на каких-то сценах надо показать крупный план, где-то необходимо — сложную технику движения, где-то — пластику рук: это очень сложная кропотливая работа, которую должны выполнять люди, досконально разбирающиеся в балетном мире и искусстве балета.
Фотографии из личного архива Инны Гинкевич
Источник: https://teatron-journal.ru