Инна Гинкевич — Заслуженная артистка РФ, главный хореограф Департамента спорта города Москвы, советник руководителя по вопросам хореографии, директор школы олимпийского резерва №25
Прима-балерина Инна Гинкевич более 20 лет блистала на лучших сценах России – в Мариинке, Большом театре, Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. На её счету более 40 ведущих ролей в балетах «Щелкунчик», «Лебединое озеро», «Снегурочка», «Жизель», «Жизель», «Шопениана», «Саломея», «Эсмеральда», «Золушка». Завершив блестящую карьеру балерины, Инна Гинкевич в 2013 году приняла предложение стать главным хореографом столичного Департамента спорта, а через несколько лет возглавить школу олимпийского резерва № 25. О своей жизни в мире спорта Инна Владимировна поделилась с журналом «Горпроект».
ГП: Как происходила «перезагрузка» прима-балерины в спортивного управленца? Искусство и спорт, казалось бы, не совсем близки по своему духу.
ИННА: Напротив, очень близки! Балерины — очень ответственные и, несмотря на кажущуюся хрупкость — твердые и решительные личности. Это солдаты, высший офицерский состав. Нас с детства учили ежедневно брать новую высоту, не позволяя ни на секунду расслабиться. И к своему новому назначению я отнеслась ответственно, как и всегда. Начать свою работу пришлось с тестирования действующих на тот момент хореографов, которые, как оказалось, не все подтвердили свою квалификацию. И отсутствие необходимых профессиональных качеств, плачевно сказывалось на юных спортсменах. Менее чем за год работы в Москомспорте была проведена колоссальная работа среди хореографов и тренеров групп начальной подготовки.
ГП: Для многих хореография ассоциируется исключительно с классическим танцем. В каких видах спорта была необходима эта дисциплина и кто, в первую очередь, страдал от нехватки профессиональных хореографов?
ИННА: В Департаменте Москомспорта более 100 школ, в числе которых и обычные спортивные учреждения и школы олимпийского резерва и физкультурно-оздоровительные комплексы (ФОКи). В них тысячи детей занимаются координационными видами спорта, такими как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание, акробатический рок-н-ролл, аэробика, акробатика, спортивная гимнастика, фристайл. И всем этим направлениям была, как воздух, нужна хореография.
ГП: Как восприняли такие «классические» нововведения спортивные чиновники и тренеры, ранее не использовавшие в подготовке спортсменов хореографическую составляющую?
ИННА: Очень положительно! Более того, ко мне в дальнейшем приходили на хореографию не только гимнастки, фигуристы и синхронисты, но футболисты, самбисты, дзюдоисты! Настоящие тренеры прекрасно понимают, что для формирования любого спортсмена необходима качественная платформа. Малышам, которые приходят в различные спортивные секции в 4-5-6 лет, нужна правильная постановка корпуса, укрепление мышц, мышечного корсета и подготовка связок. Все эти навыки развивает хореография и именно они необходимы для того, чтобы в дальнейшем иметь возможность максимально качественно начинать профессиональные тренировки.
ГП: Но хореография — это упражнения у станка и для большинства сложно воспринимаются в сочетании со спортивной разминкой…
ИННА: Да, и именно такой подход был ошибочным. Общая физическая подготовка, или ОФП с элементами, в своей основе содержит именно хореографию, которая как раз и формирует базу, необходимую для тренера в любом виде спорта. Имея такую основу, спортсмен сможет выдержать в дальнейшем самую сложную нагрузку, выполняя элементы и упражнения, уже специфические для своего вида спорта.
ГП: Получается, что это алфавит. Азбука, которая отсутствовала в подготовке, и многие дети в различных спортивных дисциплинах так и не постигали эту грамоту, способную привести к самым высоким победам?
ИННА: Хореография – это самый древний набор упражнения, который выкристаллизовался за четыре века состоит сегодня из базовых 9-10 упражнений у станка и еще 9-10 упражнений на середине зала. Я синтезировала эти знания и написала методику в 6-ти книгах, которая на сегодняшний день издана в 4-х книгах и успешно применяется, как основа для проведения моих мастер классов. Это авторская методика, основанная на базе знаний, мастерства и умений, которыми я владею и которую, в свою очередь получила от своих педагогов.
ГП: Эта методика является спортивной хореографией?
ИННА: Я долго думала, как ее назвать. Спортивная хореография — слишком узко. Это понятие намного шире: определенный набор, синтез, куда входит не просто классическая хореография, но элементы йоги, элементы ушу, тайчи, личные наработки и «ноу хау» мировых звезд спорта и балета, все это — некий комплекс. В итоге, свои учебно-методические рекомендации, я назвала «Школа движений» в сложнокоординационных видах спорта». Например, классическому балету 400 лет, а ушу – 600 лет. Но сейчас ушуисты просят меня составить гимнастические упражнения для развития данных, необходимых для своего вида спорта. Индивидуальную разминку. Хотя это более древний вид спорта. Все же остальные виды спорта — это молодые виды и им не более 70 лет. И если древнейшее направление нуждается в основе, то какова потребность у видов современных, можно легко представить.
ГП: «Школе движения» можно обучить любого начинающего спортсмена? Каким образом вы передаете свои знания?
ИННА: Сейчас у меня есть 6 ассистентов, которые работают по моей методике, вместе с ними мы проводим мастер-классы. Кроме того мы организуем и проводим курсы повышения квалификации под эгидой Департамента спорта, а также Академией Спорта Ирины Винер. Сначала к нам обратились хореографы из художественной гимнастики, акробатического рок-н-рола, а затем пришли тренеры из синхронного плавания, фристайла, фигурного катания. Тогда я поняла, что многие тренеры из-за отсутствия профессиональных педагогов брали на себя функции хореографов, что категорически недопустимо. Как, например можно «изобразить» па-де-бурре? Это движение можно исполнить, зная его не примерно, а точно. Или же фуэте — виртуозное движение классического танца, исполняющегося как ряд последовательно повторяющихся туров в быстром темпе и на одном месте, при выполнении которых работающая нога по окончании каждого поворота на 360° открывается точно в сторону на высоту 45-90°. И делать его нужно именно так, как заложили 400 лет назад.
ГП: Но такие основы классического танца могли преподать только настоящие профессионалы!
ИННА: Я привела с собой в Департамент спорта народных, заслуженных артистов России, профессионалов такого уровня, которые бы никогда ранее не подумали прийти в спорт. Они бы пошли только в культуру, в театры, в хореографические училища. И на сегодняшний день Москомспорт может похвастаться целой плеядой именитых штатных хореографов — мы уже вырастили поколение детей, которые имеют хорошую хореографическую подготовку.
ГП: Включение в спортивную подготовку занятий хореографии на таком серьезном уровне приносит результаты?
ИННА: Да, еще какие наглядные! Спортсмены нашей СШОР №25, отделений художественная гимнастика и акробатический рок-н-ролл, самбо, дзюдо, каратэ стали занимать лидирующие места на Чемпионатах и Первенствах Москвы. В Единоборстве мы показали уже свое преимущество с привнесением в этот вид спорта навыков «Школы движения». На первенстве России по дзюдо до 18 лет наши спортсмены, представляющие Департамент спорта Москвы, получили всего 4 медали: 3 бронзовые медали у нашей маленькой школы олимпийского резерва №25 и одно серебро у «Самбо-70»… 4 медали по всей России. Недавно спортсменка нашей школы завоевала бронзовую медаль на Кубке Европы по дзюдо — какие нужны большие подтверждения результативности?
ГП: Но спорт и балет – это такие разные направления. Что же все-таки объединяет искусство балета и физическую культуру?
ИННА: Очень четко подмечено – культура. Высокое искусство и спорт высших достижений – это, в первую очередь, огромный труд. Это цель и невозможность отступить, когда стремишься ее достичь. Во мне это заложено с детства. Прима-балерина отличается тем, что ей дают задание, и она это не обсуждает. Я не боюсь трудностей, напротив, преодолевать их мне очень интересно.
Очень радует, что тренеры и хореографы, которые прошли курсы повышения квалификации по моей методике – а их уже более 400 — применяют сегодня на практике полученные знания и в итоге их спортсмены получают высокие результаты. Когда и на тренировках, и на соревнованиях дети профессионально и стабильно показывают свое спортивное мастерство, грамотно подкрепленное хореографической базой.
ГП: В этом году вы отметите свое 5-летнее пребывание на должности руководителя школы олимпийского резерва. Что изменилось за это время?
ИННА: В нашей спортивной школе №25 численность учащихся увеличилась почти в 3 раза — до 2000 учеников, многие из которых имеют очень хорошие результаты и побеждают на чемпионатах, первенствах Москвы, России и Европы. Мы не только развиваем и совершенствуем свои знания, мы делимся ими с другими. В память о моих балетных педагогах, которых уже нет с нами Народных артистах СССР – Н.М. Дудинской, К.С. Сергеева, М.Т. Семеновой, И.Б. Зубковской, от которых я получила уникальную базу знаний, я и писала серию книг «Школа движений». Эти полученные мной базовые знания я обязана была передать и они писались моей рукой, но как бы управляемой моими педагогами. Удивительно, но «Школа движений» которую я прошла от и до, родилась во мне, как система, тогда, когда я – балерина — оказалась в спорте. Потому что для меня настоящий спорт – это искусство. И в нем, как и в балете, главное – умение побеждать!
Интервью: Елена Шамаева
Источник : journal-gorproekt.ru